Газета «Дальневосточная магистраль», №72 – 24 апреля 2018 г.
Инженер Руслан Шипарев учится в аспирантуре Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Он работает над повышением прочностных характеристик суглинистого грунта криотропным гелеобразованием. По-простому, создаёт «клей», который поможет предотвратить деформации основания пути.
Сегодня будни железнодорожника Шипарева – путь, обвалы и сплывы грунта на откосах (явление вполне заурядное). Он – инженер в Центре мониторинга и диагностики устройств инфраструктуры Дальневосточной дирекции инфраструктуры. Молодой учёный поставил цель обезопасить путь от разрушения вследствие заморозков.
Лабораторные исследования по изучению свойств грунта в геотехнической лаборатории ДВГУПСа он начал около двух лет назад. Опытным образцом стал грунт из карьера со станции Хабаровск-2. Материал в целом неплох, но далеко не идеален по прочностным характеристикам. Усовершенствовать его молодой учёный решил при помощи раствора поливинилового спирта. Его вводят в грунт, а после замораживания и оттаивания он превращается в криогель и как клей связывает грунт в единую эластичную систему.
Прочность увеличилась в 11,6 раза.
Формула «суперклея», способ его наиболее эффективного введения в грунт – вот над чем молодому учёному пришлось основательно потрудиться вместе со своим научным руководителем, доктором технических наук профессором Геннадием Стояновичем.
– Когда я только поступил в аспирантуру, Геннадий Михайлович рассказал мне о проблеме. Я начал искать решения и решил попробовать криогели. До нас никто этим не занимался, – рассказывает аспирант. – Эта идея пришла мне на ум, когда я готовился к экзамену по английскому языку. Какого-то ответа или научной идеи у меня тогда не было, и я просто записал, как должно быть. Перечитал – неплохо звучит. На втором году обучения я испытал идею, и получилось так, как я записал.
Главное в этой работе – найти тот уникальный состав, который идеально подойдёт для грунта. Испытания пока только начались, это самый ответственный момент в работе над формулой.
Успехи в учёбе обеспечили Руслану Шипареву стипендию президента ОАО «РЖД». Так вышло, что свидетельство ему вручил сам Олег Белозёров. Руслан волею судьбы в тот День знаний оказался в Хабаровске, где ему и пожал руку генеральный директор ОАО «РЖД».
– Сейчас мы экспериментируем с кислотами, которые обеспечивают прочность, сцепку криогеля. Самая эффективная пока – борная кислота, – рассказывает Руслан. – Также мы испытывали песок. Сцепления как такового у него нет. Но за счёт трения между частицами он воспринимает нагрузку и держит форму. У нас получилось создать искусственное сцепление, которое соответствует полутвёрдым или твёрдым глинам.
Этот метод можно применять в любом климате, на любом участке ОАО «РЖД». На склеенную насыпь осадки не влияют. Вода проходит сквозь частички и не вымывает их из грунта. О том, что криогель будут поставлять во все дистанции пути и путевые машинные станции, говорить пока рано, но будущее применение новой технологии уже точно не за горами. С приходом тепла начнётся активный этап испытаний.
Екатерина Крюкова