Газета «Дальневосточная магистраль», №51 – 29 марта 2018 года.
Ветераны и краеведы смогли изучить чертежи объектов Дальневосточной железной дороги, созданные много десятилетий назад
К 100-летию Государственной архивной службы администрация Хабаровска проводит смотр-конкурс «Лучший хранитель истории». Первым пунктом в маршруте конкурсной комиссии стал ведомственный архив Дальневосточной железной дороги. Под впечатлением от увиденного гости не столько оценивали работу архива, сколько задавали вопросы по истории создания магистрали и о железнодорожниках, работавших на её строительстве.
– Хоть мы и вышли из военного ведомства, наш архив остался закрытым. Поэтому для нас такой конкурс в новинку. В двух наших хранилищах собрана в основном техническая документация, – рассказывает начальник отдела архивов службы управления делами Дальневосточной железной дороги Татьяна Коротун. – С нашими документами работают проектировщики. Много приходит студентов и преподавателей из ДВГУПСа. В последнее время растёт интерес к строительству на мерзлотных грунтах БАМа.
В составе комиссии ветераны, краеведы, знатоки музейного и архивного дела. Все погружаются в изучение уникальных документов, представленных архивом магистрали.
– Орест Полиенович Вяземский получал 1580 рублей, – наперебой зачитывают вслух выдержки из документов. – А есть у вас материалы о строительстве станции Лондоко? Её строили мои родители.
Почему станция Иловайская была переименована в Котиково? Когда построили ветку от станции Хабаровск до Ветки-Пристань? Есть ли информация о работниках станции Амур? Сохранились ли документы по несуществующему тоннелю на станции Пивань? Первое время знатоки истории не могли оторваться от изучения уникальным материалов. Спустя 10 минут комиссия вернулась к цели своего визита, и началась оценка условий хранения.
Обеспыливание, влажность воздуха, сохранность документов – всё это интересовало комиссию. Организаторы конкурса внесли важное замечание: штат специалистов в архиве недостаточный – всего три человека, при том что хранится здесь очень большой объём документов (около 140 тыс.) и работники ежегодно отвечают на 1,5 тыс. запросов социально-правового характера.
Самый старый документ фонда, датированный 1891 годом, рассказывает о строительстве Уссурийской железной дороги. В рукописных материалах даже цветные элементы не поблёкли, все записи читаемы. В архиве хранятся также подшивки за многие годы железнодорожной газеты «Пограничный транспортник» (ныне «Дальневосточная магистраль»), чертежи первого железнодорожного вокзала Хабаровска, Хабаровского железнодорожного училища, дорожной больницы.
Сами работники архива с особым трепетом относятся к документам военного времени. Они бережно хранят списки фронтовиков, номера «Пограничного транспортника» с заметками о том, как воюют дальневосточники в составе паровозных колонн, в каждом выпуске были заметки о потерях техники. Хранятся в архиве и списки спецформирований, согласно им на фронт ушёл 801 человек.
– После решающего наступления на Берлин медали «За победу над Германией» получили... – зачитывает документ с длинным списком фамилий старший инспектор архива Ольга Брандова. – Здесь представители всех служб: начальники депо и стрелочники, фельдшеры, сапожник, бухгалтер. Подразделение сформировали за 10 дней и отправили на фронт. Прикоснувшись к такому документу, чувствуешь гордость за железную дорогу, на которой работаешь.
Комиссия продолжает работу в архивах города. Результаты смотра-конкурса станут известны в канун 160-летия Хабаровска. На торжественной церемонии победителям вручат памятные знаки.
Екатерина Крюкова