Газета «Тихоокеанская звезда», №29 – 15 февраля 2018 года.
Ученые Дальневосточного университета путей сообщения станут организаторами международного геотехнического симпозиума. Этот нерядовой для всего нашего региона форум пройдет в Сахалинской области в этом году в июле. Более того, филиал университета на острове войдет в крупнейший технопарк, создаваемый правительством.

Это уже второй симпозиум, который проводит университет. «Ставка» на вуз даже в другом регионе - не случайна. Проректор по науке Сергей Кудрявцев, доктор технических наук - член одного из комитетов международного общества по механике грунтов и геотехнике (ISSMGE), чье имя уже является «визитной карточкой» для гостей из других стран и чьи лекции ценятся у специалистов в этой области по всему миру.

На День науки в вузе много текущей, но далеко не рядовой работы: после лекций - выезды «на места» - наука в Дальневосточном университете путей сообщения - это не только фундаментальные исследования, признанные мировым сообществом, но и решения, конечно, реальных задач.
Например, строительство во всех его формах. В том числе, практически всех высотных зданий Хабаровска - летом велись исследования для постройки первого небоскреба в Хабаровске. Со дня своего основания именно ДВГУПС предлагает уникальные решения для специфики железных дорог Сибири и Дальнего Востока.

-Разумеется, приоритетные исследования нашего вуза - это развитие транспортной отрасли во всех направлениях,- рассказывает Аркадий Едигарян, начальник Управления научно-исследовательских работ ДВГУПС.- И признание ученых вуза - это участие во всероссийских и международных мероприятиях, определяющих развитие нашей страны. Мы очень гордимся участием в Третьем всероссийском съезде железнодорожников, где выступал наш президент Владимир Путин и обсуждалась стратегия развития железных дорог до 2035 года, а это важнейшая тема для всей экономики страны. И мы тоже подготовили свои предложения.

В регионе остро стоят вопросы, которые как раз и решаются учеными вуза: по созданию транспортных коридоров, логистических схем взаимодействия разных видов транспорта, развитие БАМа и восточной части Транссиба, разработка методики проведения ремонтных работ локомотивного парка, эксплуатирующегося в суровых климатических условиях; модифицирование структуры и свойств строительных материалов.

Есть реальные задачи, текущая работа, например, проверка несущей способности обделки и техническая экспертиза проекта микротоннеля для перехода газопроводом «Сила Сибири» железной дороги. Обследуются мосты и тоннели, контролируется качество строительных материалов, проводится геотехнический мониторинг объектов промышленного и гражданского строительства и так далее.

Пожалуй, уже стало заметно, что на Дальнем Востоке грузы отправлять легче, получать - быстрее, поезда идут с большей скоростью, а поездки в те или иные места стали доступнее. Это и есть «закадровая» работа практиков ОАО «РЖД», и ученые ДВГУПС вносят определенный вклад в эту деятельность, участвуют в рабочих совещаниях, выступают с докладами на Объединенном ученом совете ОАО «РЖД».

-Сотрудники участвуют в различных конкурсах, грантах, выполняют договорные работы с предприятиями,- отмечает А.Едигарян.- Это исследования высокого уровня, которые проводятся, например, под эгидой РФФИ. Причем в 2017 году был объявлен конкурс грантов в интересах именно ОАО «РЖД». В масштабах всей страны было подано порядка 200 заявок на этот грант, 9 из них - заявки ДВГУПС. Выиграли одну. Но в рамках жесткого отбора - это хороший результат.

Это исследование в части технического оснащения локомотивов. Создаются дополнительные бортовые системы, позволяющие фиксировать состояние соответствующего локомотива и прогнозировать его дальнейшее техническое состояние. Система скажет, когда необходим ремонт, спрогнозирует отказ какого-либо блока, позволит вовремя принять превентивные меры.

Дальний Восток - регион особого президентского внимания. Поэтому развитие транспортной составляющей - тоже приоритет. Должна увеличиваться пропускная способность Восточного полигона. Сейчас университет участвует в крупном проекте ФКУ «Ространсмодернизация» по разработке проектных решений по ее увеличению. Прорабатываются вопросы строительства второго пути, электрификации, открытия дополнительных раздельных пунктов, реконструкции станций для приема поездов повышенной массы и длины.

Буквально перед Днем науки стало известно, что ведущий инженер кафедры «Автоматика, телемеханика и связь» Александр Онищенко и выступающий под его руководством магистрант Александр Мерщиков заняли второе место в конкурсе «Молодые ученые транспортной отрасли - 2017» по направлению «Инновации в области управления движением и обеспечения безопасности». Ранее в этом конкурсе вуз получал первое и второе места. Молодые ученые вуза уже и сами эксперты на многих молодежных состязаниях (например, WorldSkills), участники форумов, в том числе и всероссийского масштаба - «Форсайт-на-Амуре», «Форсайт-навигации 2017: Якутск - генератор форматов развития Якутии», «Территория смыслов на Клязьме».

-Но главное даже не победы, которых, поверьте, немало,- отмечает Аркадий Рудольфович.- Важно, что растет интерес молодежи к науке. Конкуренция среди молодых ученых растет! И, конечно, в вузе все делается, чтобы быть ученым было еще и престижно и интересно - оснащаются и переоснащаются лаборатории, существует система материального и нематериального поощрения. Этот процесс был запущен в начале 40-х годов, с момента проведения первых научных конференций студентов только что начавшего свою деятельность ХабИИЖТа. В 2007 году ДВГУПС один из немногих в стране выиграл грант на правах софинансирования в рамках национального проекта «Образование», средства которого пошли на масштабную модернизацию материально-технической базы и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Студенты и сотрудники вуза активно участвуют в различных мероприятиях и конкурсах, которые организуются в рамках Национальной технологической инициативы. А это, так называемые, рынки будущего, в которых Россия намерена занять одно из лидирующих мест. Например, AeroNet (использование беспилотников), NeuroNet (новейшая человекомашинная информационная среда информационного обмена), EnergyNet (рынок «умной» энергии) и так далее.

-Это инновационные направления, которые, в принципе, интересны и науке, и экономике,- отмечает Аркадий Едигарян.- Тем более, возможности, например, беспилотников могли бы послужить безопасности на железных дорогах. Буквально на днях проходил Совет главных инженеров ДВЖД, где часто звучала тема «Человек на пути». Поезд не может остановиться быстро, бывают нештатные ситуации, когда бригады находятся на ремонте. Как сделать систему оповещения еще более надежной? Наше Студенческое конструкторское бюро разработало и изготовило опытный образец, состоящий из пары приборов, работающих на одном радиоканале: одно находится в локомотиве, другое у путейцев, мы провели тестовые испытания, при приближении они «маякуют» друг другу.

К слову, в вузе существуют изобретения, которые уже успешно прошли испытания и получили патенты. Например, прибор, фиксирующий и даже прогнозирующий аритмию сердца. Впрочем, таких ноу-хау в вузе более 400!
-Несмотря на то, что мы транспортный вуз, много важных исследований и по гуманитарной тематике,- говорит Аркадий Рудольфович.- Например, в прошлом году мы победили в конкурсе, и по заказу министерства культуры Хабаровского края провели социологическое исследование по определению вклада туризма в экономику края. Наши ученые объездили регион и оценили его потенциал.

Международное научное взаимодействие, в том числе получение грантов,- это еще одна сторона развития в ДВГУПС. В 2017 году совместно с Харбинским политехническим университетом и ПГУПС (г.Санкт-Петербург) выигран грант на выполнение исследования «Изучение ключевых технологий повышения долговечности и безопасности дорожной инфраструктуры в течение всего жизненного цикла в холодных регионах».

И, конечно, важно, что среди вузов системы Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), Дальневосточный государственный университет путей сообщения является одним из лидеров по научной деятельности. А защита кандидатских, докторских диссертаций, конференции, публикация статей, индексируемых международными наукометрическими базами, и монографий - это часть большой и важной научной работы, которая ведется в университете и всемерно поддерживается.

Мария ИВАНОВА.