Газета «Дальневосточная магистраль», №1 – 11 января 2018 г.
Через первое серьёзное испытание – производственную практику – прошли 218 студентов разных специальностей ПримИЖТа – филиала ДВГУПСа. Около 4 месяцев четверокурсники постигали азы профессии на предприятиях Владивостокского региона Дальневосточной магистрали. Свою работу над ошибками, большие и маленькие достижения ребята представили на ежегодной конференции по защите практик.

Нынешних студентов работодатели берут охотно, правда, не всегда первый опыт подкрепляется материальным стимулом.

– В этом году зарплату за свой труд получали только 124 человека, а это 57 % от общего числа практикантов, – рассказал заведующий отделом по учебно-производственной работе ПримИЖТа Владимир Синявский. – Согласно Коллективному договору ОАО «РЖД» будущие железнодорожники получают зарплату при двух условиях: когда есть свободные вакансии или если студент является целевиком. Вопрос оплаты важен не только с точки зрения денежной мотивации, но и как стимул для роста профессиональных компетенций. Ведь ребята на практике не просто являются сторонними наблюдателями, они получают первый ценный опыт работы. Поэтому даже минимальное вознаграждение подвигает работодателей нагружать студентов реальными обязанностями по профилю, а не только занимать скашиванием травы или уборкой территории. 

Очень внимательно к будущим молодым специалистам относятся во Владивостокской дистанции СЦБ. Их начинают курировать и вводить в большую жизнь буквально с момента поступления.

– Практика – очень важный этап в жизни каждого молодого человека. За это время ребята взрослеют, осознают свою роль в рабочем процессе, расширяют профессиональный кругозор. И, конечно, к ним присматриваемся и мы, оценивая потенциал, личностный рост, адаптивность, – отмечает заместитель начальника Владивостокской дистанции СЦБ по кадрам и социальным вопросам Наталья Саяпина. – Иначе говоря, первый опыт вхождения в профессию влияет и на будущее трудоустройство. Поэтому мы выступили с предложением продлить производственную практику и в ДВГУПСе, сегодня она составляет 4 недели. Для технических специальностей этого крайне недостаточно.

Активную работу с молодёжью выстраивают и движенцы.

– По результатам практики мы даём заключение, позволяющее реально определить нынешний профессиональный уровень студента, – продолжает психолог ДЦС-3 Оксана Гамкова. – В новом году мы продолжим активно вовлекать ребят в молодёжные проекты центра. Планируем также доработать единый шаблон для презентации, которую представляют четверокурсники на защите практик, – это важное звено, позволяющее качественно проанализировать свои первые результаты. 

В целом же, как отмечают студенты, практика для многих из них стала «окном» в большой профессиональный мир.

– Я работал в качестве электромонтёра СЦБ 4 разряда на самых разных участках: и в КИПе, и «в поле» на перегонах, – поделился впечатлениями Сергей Шабурников. – Кроме приобретения профессиональных навыков (замены кабеля, установки светофора, текущего обслуживания оборудования и изучения техдокументации) я понял, как работают станции региона. Это было интересно и полезно – ты не только узко зациклен на своей работе, а видишь и понимаешь весь процесс работы железной дороги.

Наталья Кузьмина