Газета «Гудок», №227 – 20 декабря 2017 г.
Транспортные университеты признали эффективными в подготовке инженеров.
В Москве представили результаты второго Национального рейтинга вузов России, который демонстрирует их востребованность российской экономикой. В него вошли все девять отраслевых университетов.

В исследовании приняли участие 448 вузов из 81 субъекта страны. Университеты оценивались по таким критериям, как востребованность работодателями подготовленных ими специалистов, коммерциализация производимого вузом интеллектуального продукта, а также интерес к научно-исследовательскому продукту. 

В списке представлены государственные, ведомственные, муниципальные и частные вузы, осуществляющие подготовку кадров по основным и дополнительным программам высшего образования. Рейтинг разделён по профилям университетов, среди которых 127 инженерных вузов, 89 классических, 54 сельскохозяйственных, 61 вуз из сферы управления, 69 гуманитарных вузов и 48 медицинских. Не исследовались духовные учебные заведения, вузы сферы культуры и военного профиля. 

По словам научного руководителя Приволжского филиала Федерального института развития образования, научного руководителя рейтинга Ефима Когана, исследование 2017 года учитывает изменения, произошедшие в отечественном образовании, – реорганизацию вузов, приостановку либо лишение лицензии. «Так, по данным Рособрнадзора, с 2014 года филиальная сеть сократилась в два раза, а это значит, что сама база рейтинговой оценки стала другой», – пояснил он. 

Изменение филиальной сети привело к тому, что целый ряд университетов утратил высокие позиции. Вместе с тем эксперты обращают внимание на стабильность лидерских групп. По их мнению, это говорит о том, что российская система высшего образования по своим характеристикам в целом является устойчивой. 

Как показали результаты рейтинга, по соотношению трудоустроенных по профилю выпускников лидируют сельскохозяйственные вузы – почти 68% дипломников получают направление на работу. Наименее востребованы работодателями выпускники вузов сферы управления (экономика, финансы, юриспруденция – 28,6%). 

По показателю доли средств в бюджете от научных исследований лидируют инженерные вузы страны (в среднем 15,6% бюджета вузов). Более скромные результаты у медицинских и сельскохозяйственных вузов – 9,1% и 8,2% соответственно. Самые низкие значения у гуманитарных вузов – 7,7%. 

Если рассматривать индекс цитирования трудов сотрудников, то разрыв между разными типами вузов не столь очевиден: максимальные показатели у классических университетов (11,9%) и медицинских вузов (11,7%), а минимальные – у гуманитарных (8,6%). 

В лидеры самых востребованных классических вузов вышли МГУ, Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина и Национальный исследовательский Томский госуниверситет. В номинации «Сельскохозяйственные вузы» лидируют Ставропольский и Кубанский государственные аграрные университеты. 

Среди вузов экономического, финансового и юридического профиля лучшими по востребованности признаны Российская экономическая школа, Московская высшая школа социальных и экономических наук и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). 

Первые места среди гуманитарных вузов заняли Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Московский городской педагогический университет и Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 

В номинации «Медицинские вузы» лидируют Нижегородская государственная медицинская академия, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова и Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова. 

Среди инженерных вузов лидирует Национальный исследовательский ядерный университет (МИФИ). Вторую строчку рейтинга занимает Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. На третьем месте – МГТУ им. Н.Э. Баумана. 

В рейтинг также вошли все девять отраслевых вузов, причём семь из них попали в топ-50. Так, лучшим железнодорожным вузом назван Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I (9-е место рейтинга). Он опередил получающие дополнительное госфинансирование Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет и Национальный исследовательский университет (МЭИ). 

За ПГУПСом следуют СГУПС (16-е место),РУТ (МИИТ) (24-е), РГУПС (35-е), ИрГУПС (39-е), УрГУПС (41-е), ОмГУПС (43-е), ДВГУПС (65-е), СамГУПС (75-е). К слову, показатель востребованности выпускников у отраслевых вузов один из самых высоких в рейтинге – почти у всех он перешагнул отметку в 90%, а у ПГУПСа и вовсе составляет 97,6% (у лидера данного рейтинга среди инженерных вузов МИФИ этот показатель равен 90,8%). 

«Наша цель – не попадание в рейтинги, а качественная и эффективная работа. У нас хороший процент трудоустройства выпускников, работодатель заинтересован в них. ПГУПС тесно взаимодействует с Октябрьской, Северной, Московской и Калининградской дорогами. Заключены соглашения о сотрудничестве, составлены планы работ в части подготовки кадров и научно-исследовательской деятельности. Университет обладает высоким научным потенциалом: учёные вуза активно публикуются, их разработки востребованы на производстве. Мы и дальше будем повышать эти показатели», – рассказал «Гудку» проректор по связям с производством ПГУПСа Пётр Рыбин.