Газета «Тихоокеанская звезда», №239 – 14 декабря 2017 г.
В этом году муниципальный этап олимпиады по информатике в крае прошел в новой тестирующей системе. Провела его команда учителей, которые прошли обучение на смене «Умный город».

У новой тестирующей системы два плюса: дети выполняют задания на компьютере на площадке олимпиады и отправляют их на проверку через Интернет, а проверяет их компьютерная программа - система проверки решений, размещенная на удаленном сервере. При этом результаты сразу появляются на экране у участника и исключают момент субъективности. Но полностью доверять компьютеру не стоит, одна неточность даст неверный результат. Чтобы следить за компьютерной программой, нужен человек.

-Автоматизированная система позволяет проверить большое количество решений участников практически в реальном времени, сопоставляя «ответы» программ с эталонными, тогда как учителю приходилось бы разбираться в коде каждого участника и перебирать тестовые варианты входных данных вручную,- говорит заведующая кафедрой вычислительной техники и компьютерной графики Дальневосточного университета путей сообщения, член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ Юлия Пономарчук.

Работе с тестирующей системой учились более двадцати педагогов со всего края. Обучал их разработчик интернет-площадки преподаватель Дальневосточного федерального университета, член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников Александр Кленин.

-Во всех 19 муниципальных территориях у нас теперь есть подготовленные педагоги,- говорит директор краевого центра поддержки одаренных детей Оксана Шаталова.- На следующий год мы постараемся провести школьный этап в Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре.

Кроме того, на смене учителя изучали методику составления заданий для олимпиады по информатике и ИКТ. Традиционно эти задания готовят муниципальные комиссии, поэтому раньше в каждом районе задания были разными, и школьные олимпиады проводились тоже в разное время. Сейчас решено проводить их в одни сроки, задания тоже будут одинаковыми. На смене «Умный город» учителя как раз и составляли такие задания. Если точнее, не конкретные задания, а конструктор, по которому будут подбираться задания.

На смену приехали ребята, которые интересуются информатикой и программированием, и продвинулись в этой области немного дальше, чем школьная программа. Им рассказывали о более сложных методах решения задач программирования, знакомили с новыми языками, полезными информационными ресурсами для подготовки к олимпиадам.

Все занятия проводили преподаватели ДВГУПС: Юлия Пономарчук, Павел Тимош и Виктор Уланин. Алексей Усманов, который также выполнял обязанности заведующего лабораториями информатики и ИКТ - магистрант кафедры вычислительной техники и компьютерной графики.

-Нам важно было не просто нагрузить детей теоретической и практической информацией, а показать им широту горизонта,- говорит Юлия Пономарчук.- Мы объясняли, на что обращать внимание в других дисциплинах, ведь навыки мышления и решения задач связаны с математикой, геометрией, логикой. Также мы говорили о том, где могут пригодиться знания, полученные на смене. Очевидно, что в первую очередь на олимпиадах и конкурсах. Но если смотреть в будущее, то участие в смене позволяет выбрать и будущую профессию в области IT более осознанно.

Вузам такие сознательные абитуриенты как раз нужны. Если еще четыре года назад в приемных комиссиях школьники говорили, что хотят поступить куда-нибудь, «где изучают компьютеры», сегодня приходят с более четкими запросами. Тем более что направлений в IT-технологиях становится все больше и больше.

-И все равно с программированием по-прежнему связано слишком много мифов,- говорит Юлия Пономарчук.- Многим кажется, что программист решает любую задачу мгновенно и легко, по мановению волшебной палочки. На самом деле это постоянная работа. На смене мы развенчиваем некоторые мифы о профессии, думаю, что ребятам стало более понятно, чем они будут заниматься в будущей профессии