Газета «Молодой дальневосточник XXI век», 1 декабря 2017 года.
В Хабаровске отметили юбилей краевого общества украинской культуры «Зеленый клин». За тысячи километров от Украины,  женщины, надев народные костюмы, казалось, обретали историческую родину, на глазах молодели. Ничто так не лечит душу, а значит, и тело, как обращение к своим корням. 

И, казалось, витал в воздухе жаркий аромат украинского борща, глаза искали чесночные пампушки, вареники с вишней и сало.  Конечно, у иных сердце требовало и горилки, но держались: ни капли.  А с другой стороны, были  украинские песни – мелодичные, певучие, страстные. Вкупе с красавицами в красных платках, повязанных по-особому, по-хохляцки, пьянили они  не меньше легендарного «эликсира счастья».

В краевом Дворце дружбы «Русь» на фестивале национальных традиций отметили 25-летний юбилей  краевого общества украинской культуры «Зеленый клин». 

В 1883 году на Дальнем Востоке появились первые поселенцы из Украины. За пять лет в Закитайщину, как они сами стали называть новую родину, переехало более 30 тысяч человек, в основном из Восточной Украины – Черниговской, Киевской и Полтавской губерний. Ехали за лучшей жизнью, как они думали, в край сказочных богатств.

Неизвестно, кто стал звать Закитайщину Зеленым клином (клин  по-украински – «земельный надел»). Появилось название к началу двадцатого века.  В то время украинское население составляло более  63% всех переселенцев.

И сегодня украинцы – одна из наиболее крупных народностей на Дальнем Востоке.  В Хабаровске их около 85 тысяч.

А  в 1992 году в  Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта  (ныне  Дальневосточный государственный университет путей сообщения)  было создано общество украинской культуры «Зеленый клин», главной целью которого было сохранение национальной, в первую очередь певческой, культуры. В том же году впервые выступило трио «Мрiя». Сегодня  это  уже хор, который насчитывает более 50 человек.

Основатель «Зеленого клина» -  Марк Прокопович,  преподает в ДВГУПС, профессор, кандидат технических наук.  Он  знает три языка - русский, польский и украинский.  Родился во Львове. Два года этот город был польским.  Были у него друзья – украинцы,  поляки, евреи… Все еврейские друзья погибли во время Великой  Отечественной войны.

Родителей Марка Прокоповича в 1949  году репрессировали.  Всю семью с Западной Украины  отправили на Дальний Восток. Тогда все жили плохо. И те, кто не попал под сталинский серп,  и те, кто  пострадал от режима. После того как семью реабилитировали, Прокопович окончил Хабаровский государственный педагогический институт по специальности "Физика". Работая, обучался в Хабаровском филиале Новосибирского электротехнического института связи по специальности "Радиосвязь и радиовещание", а затем - в аспирантуре по специальности "Радиофизика", защитив в 1968 г. кандидатскую диссертацию в Иркутском государственном университете. Профессиональный радист, он и сегодня может общаться на морзянке.

- Мы создавали общество еще по советскому  законодательству – закону Российской советской  федеративной республики.  Из Украины приезжали тогда, конечно, к нам артисты, но редко. София Ротару, помню, была. Мы  и решили создать общество, которое бы занималось популяризацией украинских песен. Это были преподаватели института, учителя школ.  Украина без песни не бывает. Сало - хорошо, вареники – хорошо, но песня - это душа народа, - рассказывает Марк Прокопович.

25 лет и по человеческим меркам - вполне серьезный возраст. За это время общество регулярно организовывало Дни украинской культуры, совместно с министерством культуры края проводило краевые фестивали, участвовало почти во всех краевых и городских праздниках. Хор «Мрiя» объездил с концертами весь Хабаровский край.

 - Самое яркое событие? – вспоминает Марк Прокопович. -  В 1995 году  мы провели первый фестиваль украинской культуры в Хабаровске. Нам тогда здорово помогало правительство Украины. Сегодня Украина не помогает.  Но это не главное. Мы - дальневосточники. Нам важно, чтобы жили здесь хорошо.  С другой стороны, у нас корни – и у русских, и украинцев - общие. По преданию, мой род происходит из князей Долгоруких, тех, кто Москву основали.  Феофан Пропокович был духовником Петра Первого. Я люблю украинскую культуру, но мне и русская культура не чужда.

 - Говорят, что все хохлы хитрые,  мол, где прошел хохол, еврею делать нечего…

- Это, конечно, шутка. Есть среди украинцев и хитрые, есть и жадные. Так это есть  и среди представителей любого  народа, - прищурился и улыбнулся Марк Прокопович.

- Что дает песня?

- Песня объединяет. И правильно поется: «Нам песня  строить и жить помогает». А вместе легче переживать самые сложные времена.

- Какая песня самая любимая?

- "Ой у полі вітер віє". И наш хор с удовольствием ее исполняет.

Ой у полі вітер віє,

А жито половіє,

А козак дівчину та й вірненько любить,

А сказать не посміє.

Сидить голуб на дубочку,

А голубка на вишні,

Ой, скажи, признайся, молода дівчина,

А хто ж тебе кохав.

В холле краевого Дворца дружбы «Русь», пока хабаровчане пели  и слушали украинские песни, проходила выставка декоративно-прикладного искусства – лоскутные одеяла,  украинские куклы-мотанки. Посреди этого яркого великолепия – простая белая рубаха, а от нее  - тепло  человеческое. Закрываешь глаза - как будто бабушка рядом,  словно в морозный день летом потянуло, как морок – запах сена, молока, хлеба. Домотканной  рубахе больше ста лет.   Ее сюда, на Дальний Восток, когда-то переселенцы привезли, сохранили и передают из поколения в поколение как  частичку далекой Украины.

- У моих предков на Украине была фамилия Шклярук. Когда дед попал во время  советско-финской войны в плен, его фамилию сократили, - рассказала Галина Шипина, в девичестве Шкляр. – Мою бабушку в 1900 привезли в трехлетнем возрасте на Дальний Восток.

- Что  украинского сохранили в семье?

- Песнопения, вареники. Когда пошла в первый класс, говорила только по-украински. Меня ломали, переучивали. «Лестница, лестница, лестница, буду отвечать: «Драбина». Переучили. Дома я пою на родном языке. Дети не поют, они современные. Изредка на праздниках, правда, подпевают.

Родители Валентины Прокопович, жены основателя общества «Зеленый клин», приехали на  Дальний Восток в 1954 году.  Отец был военный, а у военнослужащих судьба такая - приказ дан, собрали вещи и всей семьей в далекий край.

- Что для нас «Зеленый клин», хор?  Когда  мы вместе собираемся и поем, чувствуем какую-то необыкновенную теплоту, все украинцы вместе. Это сложно объяснить, - поделилась Валентина. – Здесь на Дальнем Востоке мы - украинцы, татары, русские - все дружны. Украинские вареники любят все. И песни наши нравятся.

- А какие  украинские женщины?

 - Во-первых, очень красивые, - улыбнулась Валентина,  - а во-вторых, боевые. Наши женщины в обиду себя не дадут!

Поздравить юбиляра пришли  коллективы Ассамблеи народов Хабаровского края. И армяне, и представители коренных народов Амура, и, конечно, ансамбли русской песни. И танцы дарили, и пироги праздничные, и стихи поздравительные читали. И все от души! А иначе быть не может.

В поздравительной речи Валерий Хидиров, заместитель  председателя совета Ассамблеи народов Хабаровского края, полномочный представитель Республики Северная Осетия, отметил, что общество «Зеленый клин» знают далеко за пределами Хабаровского края:

- «Зеленый клин» несет добро, служит единению народов в Хабаровском крае. За 25 лет сделано очень много, выросло целое поколение, которое в сердцах хранит частичку исторической родины.  После ваших концертов появляется желание делать добро!

Когда действо закончилось, хабаровские украинцы всем коллективом собрались отмечать юбилей в близлежащем кафе – уж там оттянулись, допели то, что не успели спеть на сцене краевого Дворца дружбы «Русь», под вареники, сало, может быть, и горилку.  Без песни украинца не бывает!

Долгих  и счастливых лет вам, дорогие земляки!  Хай щастить вам! З води і роси вам! Щастя долі на многії літа! Бувайте здорові, живіте багато!

Юрий Вязанкин