Газета «Молодой дальневосточник XXI век», 1 декабря 2017 года.
В Хабаровске отметили юбилей краевого общества украинской культуры «Зеленый клин». За тысячи километров от Украины, женщины, надев народные костюмы, казалось, обретали историческую родину, на глазах молодели. Ничто так не лечит душу, а значит, и тело, как обращение к своим корням.
И, казалось, витал в воздухе жаркий аромат украинского борща, глаза искали чесночные пампушки, вареники с вишней и сало. Конечно, у иных сердце требовало и горилки, но держались: ни капли. А с другой стороны, были украинские песни – мелодичные, певучие, страстные. Вкупе с красавицами в красных платках, повязанных по-особому, по-хохляцки, пьянили они не меньше легендарного «эликсира счастья».
В краевом Дворце дружбы «Русь» на фестивале национальных традиций отметили 25-летний юбилей краевого общества украинской культуры «Зеленый клин».
В 1883 году на Дальнем Востоке появились первые поселенцы из Украины. За пять лет в Закитайщину, как они сами стали называть новую родину, переехало более 30 тысяч человек, в основном из Восточной Украины – Черниговской, Киевской и Полтавской губерний. Ехали за лучшей жизнью, как они думали, в край сказочных богатств.
Неизвестно, кто стал звать Закитайщину Зеленым клином (клин по-украински – «земельный надел»). Появилось название к началу двадцатого века. В то время украинское население составляло более 63% всех переселенцев.
И сегодня украинцы – одна из наиболее крупных народностей на Дальнем Востоке. В Хабаровске их около 85 тысяч.
А в 1992 году в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне Дальневосточный государственный университет путей сообщения) было создано общество украинской культуры «Зеленый клин», главной целью которого было сохранение национальной, в первую очередь певческой, культуры. В том же году впервые выступило трио «Мрiя». Сегодня это уже хор, который насчитывает более 50 человек.
Основатель «Зеленого клина» - Марк Прокопович, преподает в ДВГУПС, профессор, кандидат технических наук. Он знает три языка - русский, польский и украинский. Родился во Львове. Два года этот город был польским. Были у него друзья – украинцы, поляки, евреи… Все еврейские друзья погибли во время Великой Отечественной войны.
Родителей Марка Прокоповича в 1949 году репрессировали. Всю семью с Западной Украины отправили на Дальний Восток. Тогда все жили плохо. И те, кто не попал под сталинский серп, и те, кто пострадал от режима. После того как семью реабилитировали, Прокопович окончил Хабаровский государственный педагогический институт по специальности "Физика". Работая, обучался в Хабаровском филиале Новосибирского электротехнического института связи по специальности "Радиосвязь и радиовещание", а затем - в аспирантуре по специальности "Радиофизика", защитив в 1968 г. кандидатскую диссертацию в Иркутском государственном университете. Профессиональный радист, он и сегодня может общаться на морзянке.
- Мы создавали общество еще по советскому законодательству – закону Российской советской федеративной республики. Из Украины приезжали тогда, конечно, к нам артисты, но редко. София Ротару, помню, была. Мы и решили создать общество, которое бы занималось популяризацией украинских песен. Это были преподаватели института, учителя школ. Украина без песни не бывает. Сало - хорошо, вареники – хорошо, но песня - это душа народа, - рассказывает Марк Прокопович.
25 лет и по человеческим меркам - вполне серьезный возраст. За это время общество регулярно организовывало Дни украинской культуры, совместно с министерством культуры края проводило краевые фестивали, участвовало почти во всех краевых и городских праздниках. Хор «Мрiя» объездил с концертами весь Хабаровский край.
- Самое яркое событие? – вспоминает Марк Прокопович. - В 1995 году мы провели первый фестиваль украинской культуры в Хабаровске. Нам тогда здорово помогало правительство Украины. Сегодня Украина не помогает. Но это не главное. Мы - дальневосточники. Нам важно, чтобы жили здесь хорошо. С другой стороны, у нас корни – и у русских, и украинцев - общие. По преданию, мой род происходит из князей Долгоруких, тех, кто Москву основали. Феофан Пропокович был духовником Петра Первого. Я люблю украинскую культуру, но мне и русская культура не чужда.
- Говорят, что все хохлы хитрые, мол, где прошел хохол, еврею делать нечего…
- Это, конечно, шутка. Есть среди украинцев и хитрые, есть и жадные. Так это есть и среди представителей любого народа, - прищурился и улыбнулся Марк Прокопович.
- Что дает песня?
- Песня объединяет. И правильно поется: «Нам песня строить и жить помогает». А вместе легче переживать самые сложные времена.
- Какая песня самая любимая?
- "Ой у полі вітер віє". И наш хор с удовольствием ее исполняет.
Ой у полі вітер віє,
А жито половіє,
А козак дівчину та й вірненько любить,
А сказать не посміє.
Сидить голуб на дубочку,
А голубка на вишні,
Ой, скажи, признайся, молода дівчина,
А хто ж тебе кохав.
В холле краевого Дворца дружбы «Русь», пока хабаровчане пели и слушали украинские песни, проходила выставка декоративно-прикладного искусства – лоскутные одеяла, украинские куклы-мотанки. Посреди этого яркого великолепия – простая белая рубаха, а от нее - тепло человеческое. Закрываешь глаза - как будто бабушка рядом, словно в морозный день летом потянуло, как морок – запах сена, молока, хлеба. Домотканной рубахе больше ста лет. Ее сюда, на Дальний Восток, когда-то переселенцы привезли, сохранили и передают из поколения в поколение как частичку далекой Украины.
- У моих предков на Украине была фамилия Шклярук. Когда дед попал во время советско-финской войны в плен, его фамилию сократили, - рассказала Галина Шипина, в девичестве Шкляр. – Мою бабушку в 1900 привезли в трехлетнем возрасте на Дальний Восток.
- Что украинского сохранили в семье?
- Песнопения, вареники. Когда пошла в первый класс, говорила только по-украински. Меня ломали, переучивали. «Лестница, лестница, лестница, буду отвечать: «Драбина». Переучили. Дома я пою на родном языке. Дети не поют, они современные. Изредка на праздниках, правда, подпевают.
Родители Валентины Прокопович, жены основателя общества «Зеленый клин», приехали на Дальний Восток в 1954 году. Отец был военный, а у военнослужащих судьба такая - приказ дан, собрали вещи и всей семьей в далекий край.
- Что для нас «Зеленый клин», хор? Когда мы вместе собираемся и поем, чувствуем какую-то необыкновенную теплоту, все украинцы вместе. Это сложно объяснить, - поделилась Валентина. – Здесь на Дальнем Востоке мы - украинцы, татары, русские - все дружны. Украинские вареники любят все. И песни наши нравятся.
- А какие украинские женщины?
- Во-первых, очень красивые, - улыбнулась Валентина, - а во-вторых, боевые. Наши женщины в обиду себя не дадут!
Поздравить юбиляра пришли коллективы Ассамблеи народов Хабаровского края. И армяне, и представители коренных народов Амура, и, конечно, ансамбли русской песни. И танцы дарили, и пироги праздничные, и стихи поздравительные читали. И все от души! А иначе быть не может.
В поздравительной речи Валерий Хидиров, заместитель председателя совета Ассамблеи народов Хабаровского края, полномочный представитель Республики Северная Осетия, отметил, что общество «Зеленый клин» знают далеко за пределами Хабаровского края:
- «Зеленый клин» несет добро, служит единению народов в Хабаровском крае. За 25 лет сделано очень много, выросло целое поколение, которое в сердцах хранит частичку исторической родины. После ваших концертов появляется желание делать добро!
Когда действо закончилось, хабаровские украинцы всем коллективом собрались отмечать юбилей в близлежащем кафе – уж там оттянулись, допели то, что не успели спеть на сцене краевого Дворца дружбы «Русь», под вареники, сало, может быть, и горилку. Без песни украинца не бывает!
Долгих и счастливых лет вам, дорогие земляки! Хай щастить вам! З води і роси вам! Щастя долі на многії літа! Бувайте здорові, живіте багато!
Юрий Вязанкин