Газета «Дальневосточная магистраль», №40 – 10 ноября 2017 года
Лучшие выпускники хабаровской «железки» вспоминают свои студенческие годы.
Среди выпускников Дальневосточного государственного университета путей сообщения – главы Хабаровска и Республики Бурятия, директор департамента Футбольной национальной лиги, главы областного управления ФСБ и Дальневосточного управления на транспорте МВД России. А главное, ДВГУПС – это кузница кадров для всех железных дорог России. К 80-летию родного университета самые знаменитые из бывших студентов вспоминают, как начинался их длинный путь к высоким постам.
Выпускник школы города Шимановска Амурской области Геннадий Фадеев известен как последний министр путей сообщения и первый президент ОАО «РЖД». Свою самую первую лекцию в статусе студента Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта он помнит до сих пор.
– Все железные дороги нашей страны работают по московскому времени. Я прошу вас, переведите часы, у кого они есть, на московское время, – вспоминает он слова лектора. – С тех пор, где бы я ни был, мои часы идут по московскому времени.
Геннадий Фадеев выпустился в 1961 году. На два курса моложе его в тех же аудиториях учился будущий заместитель министра путей сообщения Эдуард Поддавашкин, ныне президент Ассоциации собственников подвижного состава.
– Мы с огромной любовью вспоминаем те дни, понимая, какое счастливое это было время, – признался Эдуард Сергеевич. – В последнее время как-то разладилось взаимодействие университетов с дорогами. Учась в институте и проходя практику, мы на рабочих местах получали профессии сцепщика, дежурного по станции, поездного диспетчера. Мы работали и получали зарплату, а железнодорожники в это время могли пойти в отпуск.
Самый важный выпускник хабаровской «железки» – это Виктор Григоренко, ректор, чьё имя навсегда вписано в историю университета. Он окончил институт в 1964 году по специальности «Тепловозы и тепловозное хозяйство». В университете его помнят как механика-тепловозника, который был уверен, что студенты должны учиться на передовых реальных технологиях.
Ещё один известный выпускник дальневосточного транспортного вуза – Алексей Гладилин. Долгое время он работал первым заместителем начальника Дальневосточной магистрали, а сегодня Алексей Викторович – генеральный директор ФГУП «Крымская железная дорога».
– В студенческой республике ДВГУПСа молодые люди получают знания. А ещё многие находят здесь свою вторую половину и, выходя из вуза уже сформировавшейся ячейкой общества, дальше идут по жизни вместе, – отметил он. – За это отдельное спасибо институту, я именно в таком состоянии окончил университет.
Сегодня выпускники ДВГУПСа, работающие на Крымской железной дороге, готовятся эксплуатировать Керченский мост. Такие амбициозные проекты для университета не в новинку. Над реконструкцией моста через Амур Дальневосточная железная дорога, проектный институт и университет работали вместе.
Выпускник Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, бывший главный инженер Дальневосточной железной дороги Владимир Крапивный основал Музей истории Амурского моста, первым экспонатом которого стала царская ферма.
Сейчас в ДВГУПСе учатся более 20 тысяч студентов. Как сложится их профессиональная судьба, сказать сложно. Сегодня в стенах вуза работает общественный советник мэра Хабаровска по делам молодёжи, учатся победители конкурса молодёжных инновационных проектов «УМНИК», обладатели грантов молодёжного форума «Территория смыслов» и других конкурсов и соревнований. У студентов хабаровской «железки» профессиональный рост начинается с первых лекций.
Екатерина Крюкова