Вспоминая Николая Николаевича Путнева

Музей ДВГУПС приглашает посетить выставку памяти первого руководителя подготовительного отделения Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта Николая Николаевича Путнева «Родом из Рабфака…».

29 сентября 2013 г. Николаю Николаевичу  исполнилось бы 90 лет и выставка приурочена к этой юбилейной годовщине. Его уже нет с нами 17 лет, но память о нем в стенах вуза жива. В распоряжение пресс-службы ДВГУПС передали воспоминания о Н.Н. Путневе его дочери Анны Николаевны Путневой. Сегодня с этими воспоминаниями мы знакомим читателей нашего сайта.

«Мой отец - Николай Николаевич Путнев, родился в 1923 году, в г. Грозном, в рабочей семье.

Начало семейной жизни родителей пришлось на тяжкое время последствий разрухи после Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны.  Жизнь, как и у большинства людей того времени, была полна лишений и трудностей.

Нефть Северного Кавказа требовалась молодой Республике Советов, а значит, требовались рабочие руки на нефтепромыслах.

В семье было четверо детей, все - мальчишки. Коля - старший. На него возлагалась основная нагрузка в помощи по дому и присмотру за младшими братьями. 

Когда начались массовые репрессии 30-х годов, они не миновали и семью Путневых.  Отца, Путнева Николая Никифоровича, арестовали в 1937 году, исключили из партии и осудили на два года тюрьмы.  13-летний Коля стал старшим мужчиной в семье.

Из тюрьмы отец вернулся больным человеком. Всем сейчас известно о "методах" дознания и перевоспитания "врагов народа"... Но надо было жить, надо было думать о семье. 

Очень вовремя в семье узнали о вербовке рабочих на северный Сахалин.  Долго не раздумывая, ("нищему собраться - подпоясаться") семья Путневых покидает Северный Кавказ на неизвестный им северный Сахалин - место царской каторги, край сурового климата.

Жизнь на Сахалине далеко «не сахар», зато - "от греха подальше", то бишь подальше от НКВД.  Жили в бараках, не было элементарных удобств, не хватало продуктов, но все дети были присмотрены, все учились в школе.

1941 год, 22 июня

Сороковые-роковые

Всё происходило, как по классическому сюжету судеб миллионов советских людей. 

Закончена школа. На следующий день после выпускного школьного вечера, Николай со своими одноклассниками встретились поиграть в футбол.  Игра была прервана объявлением о вероломном нападении Германии на Советский Союз. 

Всеобщая мобилизация. Дальний Восток страны не должен оставаться без прикрытия, и почти все сахалинские выпускники школ стали солдатами обороны от возможного нападения со стороны Японии.

Николай попал служить в 163-й отдельный стрелковый дивизион 79-й стрелковой дивизии 1-го Дальневосточного фронта.

Главные военные действия проходили на западном фронте. Все силы и ресурсы направлялись именно туда, а Сахалин, порой, вынужден был решать самостоятельно вопросы выживания. 

Молодым, растущим организмам новобранцев не хватало еды, юные солдатики теряли силы и вес. В меню: ржавая селёдка, хлеб, кислая капуста. Ежедневный рацион урезан до минимума. Но водка и курево - обязательны в пайке. Николай был противником пагубных привычек, но в 21 год всё-таки выкурил свою первую самокрутку.  Курение немного притупляло постоянное чувство голода.

Сильный и физически закалённый до начала войны, Николай через некоторое время постоянного недоедания не мог даже подтянуться на турнике. 

На занятиях по военной подготовке старшина гонял молодых солдатиков, вчерашних школьников, покрикивая: "Я из вас всё образование вытряхну!"

После военной подготовки - рытьё окопов, заготовка брёвен для блиндажей укрепрайона, выращивание картошки на зиму. Причём на всех работах использовалась физическая сила солдат, никакой техники. 

Закончил школу - значит, получил полное среднее образование,  значит, "учёный", можно назначать командиром орудия и командиром боевого расчёта.

1945 год

Победа! 

Уже и Марш Победы на Красной Площади прошёл, а на Дальнем Востоке всё ещё остаётся напряжённой военная обстановка.

Американцы сбросили на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы.

2 сентября подписан Акт о капитуляции Японии. Но советские войска продолжают сохранять боевую готовность на Дальнем Востоке.

1947 год

Только через два года после Победы закончилась для Николая война.

Демобилизация.

Куда теперь идти солдату?

Без поддержки со стороны, без специальности, без имущества...  Вся одежда - военное обмундирование, даже на фотографии 1948 года в студенческом билете Н.Н.Путнева - солдат в гимнастёрке... Демобилизованным выдали "приданое" - старое трофейное японское одеяло. Вот и всё.

Лучшие годы жизни человеческой прошли в окопах, в лишениях, в голоде и холоде, но в надежде на лучшее. 

В 24 года пришлось жизнь начинать сначала.

Сахалин уже полностью стал советским. Префектура Карафуто превратилась в часть Сахалинской области, столица области перенесена из Александровска в город Тоёхара, который переименовали в Южно-Сахалинск.

Устроился на работу вольнонаёмным  в Южно-Сахалинский военкомат и одновременно поступил в ШРМ - школу рабочей молодёжи, чтобы освежить школьные знания, с твёрдым намерением продолжить учёбу. Где? По какой специальности? Решил не сразу. 

Случайно на глаза попалось объявление "Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта объявляет приём студентов..."  

Среди трёх факультетов института на Эксплуатационном была самая высокая стипендия, так как стране в то время требовались кадры по управлению железнодорожным транспортом, чтобы превратить "СССР в великую железнодорожную державу".  Эти слова не были пустым лозунгом. Огромной стране жизненно важным было железнодорожное сообщение между центром и отдалёнными районами. Транссиб до сих пор является самой протяжённой дорогой в мире.

"Железная дорога - государство в государстве", - с гордостью говорили советские железнодорожники. 

И ещё в объявлении значилась приписка - "во время учёбы можно получить специальность машиниста локомотивов".

"О! Это для меня подходит! Большая стипендия для учёбы нужна, никто мне помогать не будет, а машинист локомотивов хорошая специальность на все времена". 

Решено!  Получил аттестат зрелости ШРМ и улетел в Хабаровск на каком-то полугражданском, полувоенном грузовом самолёте.  Прилетел ночью в Хабаровск и пешком дошёл из аэропорта до института. Троллейбусного движения-то в Хабаровске в 1948 г. еще не было. На пересечении улиц Серышева и Некрасова стоял паровоз, он и  послужил ориентиром в ночных поисках института.

Весь институт тогда располагался в одном здании - сегодняшнем учебном корпусе №2. На вахте приняли, не прогнали бывшего фронтовика, а утром уже были поданы документы для поступления в институт. 

С того дня вся жизнь Н.Н. Путнева до последних дней была связана с ХабИИЖТом.

Стипендия действительно оказалась выше, чем на других факультетах, да отличной учёбой ее размер был увеличен.

Студенты послевоенных времён по ночам разгружали вагоны, чертили для старших студентов проекты, чтобы немного подзаработать. Ведь далеко не всем студентам могли помогать родители. Так и учились.  Хотелось успеть всё, да наверстать упущенное во время войны. 

В 40-е годы ХабИИЖТ только начинал расти, только начинал развиваться.  Институтская жизнь была сосредоточена в большом здании по ул. Лесопильной (ныне - ул. Яшина). Под одной крышей размещались лекционные аудитории, лаборатории, спортзал, общежитие студентов, жильё для преподавателей, почта, столовая...  Жили одним сообществом.  А ещё - немыслимые блага цивилизации - из кранов текла вода, в туалет не бегали на улицу, отопление - центральное!

Зимой иногда можно было вообще не выходить на мороз. Да и не в чем - не было поначалу тёплой одежды, а обувь - армейские сапоги и парусиновые баретки, на все сезоны. 

После Сахалина Хабаровск казался большим городом. Кинотеатры, музеи, парки, большие улицы с тротуарами, могучий Амур...  Особенно полюбилась "оперетка" - Театр Музкомедии, который располагался в красивом здании бывшего Офицерского собрания. Всё это было впервые в жизни!  Атмосфера студенческой среды, возможность познания нового и получения образования, встреча с интересными людьми.  В то время в ХабИИЖТе было много преподавателей из Москвы и Ленинграда. Каждый был по-своему уникален и необычен, каждый запоминался своей индивидуальностью. Было чему поучиться во всех отношениях.

Папа всегда говорил, что ему повезло в жизни с хорошими людьми.  Плохих людей на свете всегда достаточно, но почему-то на отрицательных персонажах внимание не заострялось.  

1953

Институт закончен. Диплом с отличием в кармане. Оставлен работать на кафедре "Станции и узлы".

1954

Женился на Анне, зеленоглазой красавице с длинными косами. Красавица - враг народа, с криминальной биографией. Вся её семья, как семья кулака-националиста с Западной Украины (до 1939 г. бывшей Польши), была арестована и посажена в тюрьму, затем сослана в Хабаровский край на спецпоселение под надзор спецкомендатуры. Жили без паспортов, без прав, в жутких условиях.

Анна была арестована прямо на занятиях Львовского мединститута.  Желание продолжить учёбу не оставляло её во время ссылки, и Николай поддерживал это стремление.  Поехал в Москву, чтобы добиться разрешения на учёбу жены. В Министерстве здравоохранения СССР категорически отказали. Провидение привело к встрече с Н.С.Хрущёвым, который дал разрешение на продолжение учёбы Анны в Иркутском мединституте.

1956, 1958 гг. - рождаются дочери, Анастасия и Анна.

 Все эти папины рассказы и воспоминания так ярко запечатлелись в моей детской памяти, что помню их сейчас.  Папа был великолепным рассказчиком, изображая в лицах действующих персонажей. Как сказали бы сейчас "Театр одного актёра".  Считаю, что талант лектора был подарен ему природой.

Не буду описывать папину трудовую биографию в родном ХабИИЖТе, всё зафиксировано в трудовой книжке. Но хочу  остановиться на организации подготовительного отделения.

Согласно Постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР в августе 1969 года в институтах страны стали образовываться подготовительные отделения. 

Когда руководство института обратилось к папе с предложением организовать и возглавить подготовительное отделение в ХабИИЖТе, он как будто бы ждал этого момента, как будто это было делом его жизни!  Ведь папа знал не понаслышке, как трудно бывает молодому человеку в начале жизненного пути, и на своём личном опыте прочувствовал трудности учёбы для тех, у кого произошёл перерыв в образовании. Поэтому-то у него всегда было стремление помочь молодым людям с производства или после службы в армии. 

Идеи коммуны, описанные в "Педагогической поэме" А.С.Макаренко, являлись образцом для воспитания нового человека. 

Подготовительное отделение - официальное современное название, а по-Макаренко - просто Рабфак.

Именно Рабфаки советских времён в период между Гражданской и Великой Отечественной войнами сыграли большую роль в поддержке молодых людей из рабочей среды получить высшее образование и подготовить для народного хозяйства   высококлассных специалистов. 

И вот, к практике и опыту советских рабфаков высшая школа вернулась в 1969 году.

"Педагогическая поэма",  "Флаги на башнях" - книги А.С.Макаренко о воспитании идеального человека будущего стали своего рода Библией для папы. 

Считаю, что именно кандидатура Н.Н. Путнева для организации подготовительного отделения была выбрана очень правильно. Институтское руководство не ошиблось.

Позже, основываясь на опыте подготовительного отделения  ХабИИЖТа, были организованы Лицей и Факультет довузовской подготовки ДВГУПС.

Личные качества

Огромное влияние на формирование папиных жизненных идеалов, сознания, мечтаний сыграла КНИГА.  Он говорил, что в книгах можно найти ответы на все волнующие тебя вопросы или сомнения.  Без книги, без чтения невозможно его представить. Читал всегда и везде, делал пометки о прочитанном.

В его речи никогда не было матерщины, даже случайно сорвавшегося скверно-матерного слова.  А ведь если подумать, что до 25 лет, то есть до поступления в институт, повседневная жизнь была далеко не изысканно утончённая. Рабочая среда, война, окопы, грязь...  Но воспитание в семье и главное - самовоспитание сформировали нормального человека.  Преклоняюсь.

Аскет. Романтик-идеалист. Организован и дисциплинирован. Минималист в житейских потребностях.

Вырос совершенно далёким от крестьянской жизни, но постепенно его увлекло садоводство, особенно нравилось заниматься прививкой плодово-ягодных деревьев.

У родителей появилась дача.  Строил там дом. Любил строгать и пилить доски, говорил, что от свежей древесины исходит особый аромат.

Увлёкся зимней рыбалкой. Сам мастерил удочки и штудировал книги о рыбах и рыбалке.

1985

Перестройка воспринималась с энтузиазмом. Вначале. А потом... 

Лихие 90-е. Пенсионеры  стали "поколением, чьё детство было прервано войной, а старость - перестройкой", - шутили юмористы того времени.  Юмор чёрный, но меткий.

Россия принялась всё разрушать и строить капитализм, новое демократическое общество.

Развал Советского Союза сильно переживал. Было разочарование, возмущение и неприятие происходящего, но своим партийным билетом не бросался, не отрекался от Коммунистической партии.  В те годы деньги стали совершенно абстрактным понятием, Гайдаровская политика шокотерапии просто обворовала граждан, особенно пенсионеров,  но папа продолжал выписывать подорожавшую газету "Правду", штудировал каждую статью. В те годы "Правда" стала совершенно не советской газетой, а открытой трибуной для высказывания мнений.   

Папа верил, что именно при социализме стали возможными те жизненные изменения, которые произошли в его личной судьбе. 

Коммунизм и религия

Папа крещён в Русской православной церкви. Имя дано согласно церковным правилам. Бабушка Аграфена Егоровна Путнева была очень набожной, ходила в церковь, молилась, соблюдала все церковные праздники. Разумеется, детей в семье обязательно крестили.

Хотя в сознательном возрасте папа был атеистом, но тайна Божия оставалась им не понятой.

Когда был на курсах в Москве, любил бродить по Новодевичьему монастырю. В 1972 году доступ туда был свободен, не так, как сейчас. Можно было не спеша рассматривать монастырские здания и дворы, размышлять о вечности и бренности бытия. 

На одном могильном камне прочёл эпитафию: "Господи, у тебя суд и милость. Суди меня не по грехам моим, а по милосердию твоему".  Частенько цитировал мне эту эпитафию.  Постепенно, с годами, начинаешь осознавать глубокий смысл ...  Все мы – грешники  и должны быть милосердны к друг другу.

"Всё, что ни делается, - к лучшему".  Это был девиз жизни Н.Н. Путнева. Когда казалось, что всё рушится, всё плохо и безысходно,  папа говорил, что всё равно лучшее впереди.

 Вышеизложенное - очень субъективно.

Для меня Н.Н. Путнев - отец, которого я могла наблюдать в домашней семейной обстановке. 

Для кого-то Н.Н. Путнев - другой, совершенно неизвестный мне человек.  Было бы интересно узнать...  Пишите!»

Анна Николаевна Путнева