Международные образовательные программы ДВГУПС

С началом нового учебного года в Дальневосточном государственном университете путей сообщения продолжилась активная разработка и внедрение международных совместных образовательных программ. Об особенностях этих программ мы попросили рассказать директора Института международного сотрудничества Ольгу Георгиевну Злобину.

- Ольга Георгиевна, какие программы сегодня реализуются в нашем университете?

- Все реализуемые в ДВГУПС международные совместные образовательные программы можно разделить на два блока. Первый блок – это программы «включенного/частичного обучения» с академическим обменом и без академического обмена, и второй блок - совместные образовательные программы «двойных дипломов» или «одного диплома».

- Можно поподробнее?

-  Название программ «включенное» обучение с академическим обменом и без академического обмена или  «частичное»  обучение с академическим обменом и без академического обмена зависит от страны обучения. К примеру, в России так устроена система образования, что студенты учатся в группах. И расписание занятий составляется не под каждого студента, а под конкретную группу, и оно единое для всей группы, т.к. учебный план один для всей группы (например, направление подготовки «Менеджмент). Такое образование называется «включенным», оно предполагает полное включение студента в образовательный процесс. Таким образом, для российской системы образования характерна так называемая «линейная» система обучения. А есть другой подход. Студент приезжает в университет и регистрируется на курсы (дисциплины). Менеджмент и маркетинг, как обязательные дисциплины  он может изучать в одной группе, дисциплины по выбору – в другой группе студентов. То есть в этом случае главным становится набор изучаемых дисциплин, которые подбираются под конкретного студента.  И тогда мы говорим о «частичном» обучении: студент изучает дисциплины не единого учебного плана, который един для всех студентов одного направления подготовки, а индивидуальный набор дисциплин. Такая система обучения характерна для зарубежных вузов. Ну а понятие «академического обмена» предусматривает обмен студентами: студенты ДВГУПС выезжают на обучение за границу в вузы-партнеры, иностранные студенты из вузов-партнеров, наоборот, приезжают в ДВГУПС. Российские студенты оплачивают обучение в ДВГУПС, а иностранные студенты оплачивают обучение в родном вузе. С осеннего семестра прошлого года для студентов ДВГУПС Институт международного сотрудничества начал организовывать международные совместные образовательные программы частичного обучения с академическим обменом: подбираем дисциплины под каждого студента ДВГУПС в вузе-партнере. Необходимо отметить, что разработка траектории обучения конкретного студента – процесс непростой. Обучаются студенты ДВГУПС по международным совместным образовательным программам частичного обучения с академическим обменом в вузе-партнере семестр или один учебный год.  

- С какими странами сегодня особенно налажены контакты?

- Сегодня мы успешно сотрудничаем с вузами Республики Корея. В прошлом учебном году на «обменные программы» в осеннем семестре уехали на обучение 2 студента ДВГУПС, в весеннем семестре 7 человек получили опыт обучения на обменных программах. И уже в осеннем семестре 2013-2014 учебного года 8 студентов ИМС отправились на обучение в Республику Корея по «обменной программе». А один студент  ДВГУПС стал участником международной совместной образовательной программы частичного обучения без академического обмена. Первые группы уже вернулись. Следует отметить, что дисциплины, изученные нашими студентами в вузе-партнере мы перезачитываем, при условии, что эти дисциплины являются частью учебного плана направления подготовки в ДВГУПС. Более того, при получении диплома бакалавра, в Приложении к диплому мы делаем ссылку, что данные дисциплины студент изучал в вузе-партнере, и указываем вуз. Возвращаясь, ребята продолжают учиться в своей группе, так как дисциплины у них частично перезачтены, остальные дисциплины ребята изучают по индивидуальному графику, который составляют сотрудники деканата.  Никакого отставания в учебном процессе при этом не происходит. Это очень удобно. Разработана определенная схема работы программ, исходя из международного опыта, процесс упорядочен и отправляясь на учебу за границу, ребята уже знают, какие дисциплины они будут изучать в вузе-партнере.

- Что вы можете сказать о международных совместных образовательных программах по системе «2+2»?

- Суть этой программы в том, что два года студенты учатся в ДВГУПС по направлению подготовки «Менеджмент», а потом еще два года учатся в вузе-партнере.  Правда, отправляются ребята на обучение в вуз-партнер только при условии успешной сдачи международного экзамена на знание английского языка TOEFL. Сдается экзамен в Хабаровске и его результаты действительны 2 года.

Наш университет самым первым в Хабаровске начал реализацию таких программ с университетом Анкориджа (штат Аляска, США). Оплата за обучение для российских студентов была такой же, как для резидентов Аляски. В последние годы в университете Анкориджа  прошла большая реорганизацию. Мы в настоящее время возобновили наше сотрудничество. В этом учебном году в университет Анкориджа можно  поступить на обучение, сдав экзамен TOEFL на 47 баллов. Для сравнения, чтобы учиться в корейских вузах-партнерах, подобный экзамен нужно сдать на 70 баллов. Вариант с обучением в Анкоридже – очень хороший для тех ребят, кто очень хочет учиться именно в Америке, стартовая площадка просто отличная. И не следует забывать, что сейчас в Анкоридж дальневосточникам стало удобно добираться: один раз в неделю  есть прямые авиарейсы Петропавловск-Камчатский – Анкоридж. Еще один плюс Анкориджа в том, что это не такой большой американский город, как, к примеру, Сан-Франциско или Лос-Анджелес. Мегаполисы быстрее «поглощают»  людей, тем более молодых и с еще не устоявшейся психикой. Ну а после обучения в Анкоридже, при желании учиться дальше, открыты и другие университеты мира!

- А что за новая программа «Английский для академических целей»?

- С этого года для студентов, которые отправляются на обучение по программам «2+2» и на семестровые или на годовые программы «включенного/частичного обучения» с обменом или без обмена, подготовлена отдельная программа «Английский для академических целей». Ее смысл в том, что в течение 6 часов в неделю ( в семестре - 16 недель, в течение 2 лет) ребят готовят к успешной сдаче международного экзамена TOEFL. Кроме непосредственной подготовки к сдаче TOEFL, есть еще занятия, которые помогут успешно получить степень бакалавра в зарубежном вузе. На этих занятиях акцент делается на правильное выполнение  письменных работ, на умении владеть своей речью и  правильно участвовать в дискуссиях и дебатах.

- Что можно предложить старшекурсникам?

- Для студентов 3 и 4 курсов у нас есть возможность организовать стажировки в вузах-партнерах. Пока речь идет только о корейских вузах. Первую половину дня ребятам читают лекции на английском языке, а вторую половину дня студенты уже проводят на предприятиях по своему профилю. Есть возможность обучаться в Республике Корея и на корейском языке. В этом случае стоимость обучения ниже примерно в 2 раза. В общем, варианты можно рассмотреть разные, каждый имеет возможность выбрать программу обучения исходя из своих знаний и финансовых возможностей.

- Как говорится, «не учебой единой жив студент». Что вы можете сказать о внеучебной деятельности в вузах-партнерах?

- Это очень серьезная тема для разговора, так как и у ребят, и у их родителей возникает очень много справедливых вопросов. С прошлого года мы работаем над проектом «Образование без границ». И в рамках этой программы студенты готовят специальные презентации, где рассказывают об условиях проживания, о мерах безопасности, о психологической адаптации в зарубежных вузах. ИМС организовал анкетирование студентов с целью узнать какие вопросы студентов и их родителей интересуют прежде всего. Вполне логично, что немаловажный вопрос – это стоимость обучения. И здесь можно сказать, что цена обучения в наших вузах-партнерах меньше примерно в 2 раза, т.к. мы являемся вузами-партнерами. Для российских граждан, самостоятельно поступивших в зарубежные вузы, цена увеличивается в разы.

- Наверное, учиться в вузе-партнере ДВГУПС и проще?

- Проще, потому что есть постоянный контроль со стороны сотрудников. И быстрее решаются многие вопросы. Вот, к примеру, у меня идет постоянное общение по скайпу с нашими студентами в режиме online. Они задают в процессе обучения самые разные вопросы, на которые стараемся давать быстрые ответы. И родителям спокойней, что их дети под присмотром, пусть и на расстоянии.

- Что вы можете сказать о психологической адаптации студентов?

- Такая адаптация не всегда происходит успешно. Приходится нам обращаться и в Центр психологической поддержки. И что интересно, чаще такая поддержка нужна после возвращения из-за границы. Ребята там быстро привыкают к совершенно другому стилю и уровню жизни. И после возвращения на Родину почти все испытывают «культурный шок», тяжело привыкают к реалиям российской действительности. Мы это тоже сейчас учитываем, и я всегда советую родителям лишний раз подумать: а готов ли их ребенок ехать учиться за границу? Даже если речь идет о всего лишь четырехнедельном обучении в Летней международной школе при зарубежных вузах.