Для Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ) военные годы, начальный период существования уза, стали временем активного создания учебно-вспомогательных подразделений. Необходимым оборудованием они оснащались с помощью предприятий и служб Дальневосточной железной дороги. В сложных условиях войны план, как по теоретическому, так и по практическому обучению был выполнен.

Особенностью производственной практики того времени было прохождение ее на рабочих местах предприятий железнодорожного транспорта. Путейскую практику проходили, начиная с ремонтных рабочих до бригадира пути, строительную – рабочими на постройке новых железнодорожных линий, предшественниц БАМа: Известковая-Ургал, Комсомольск-на-Амуре – Совгавань. В 1944 г. 60 студентов третьего и четвертого курсов строительного факультета направили на восстановительные работы первой очереди в только что освобожденные районы Белоруссии и Западной Украины. Работали на местах ожесточенных боев среди скопищ разрушенной техники и еще неубранных трупов. «Все взорвано, разобрано и увезено. Для того чтобы поезда пошли, нужно было восстанавливать депо, водоснабжение. Никаких проектов, никаких пособий. Пришлось все проектировать самим, принимая решения иногда по интуиции. Материалы для строительства изыскивали на месте. Искали в лесах немецкую технику, чтобы использовать ее. Кругом мины – об этом надо было помнить. На них подрывались люди, скот», - вспоминал В.П. Новичков.

К 1944 году институт стал вполне сформировавшимся вузом. В его составе было три отделения: дневное с тремя факультетами (строительным, механическим, движения и грузовой работы), вечернее и подготовительное. Институт насчитывал на трех дневных факультетах свыше 1000 студентов и около 100 человек профессорско-преподавательского состава. Бюджет института составлял в 1944 г. около 10 млн. рублей. По сравнению с 1940 г. он вырос в десять раз. Общий объем всего здания общежития составил 54 000 куб. метров, площадью – 13 360 квадратных метров. Кроме учебных комнат здесь размещались также столовая, магазин, учебно-производственные и геодезические мастерские, спортивный зал, овощехранилище. Жилой фонд института составлял вместе со служебными помещениями 20 000 квадратных метров. Молодой ВТУЗ (Высшее техническое учебное заведение) располагал для ведения учебного процесса достаточной материальной базой: 22 лабораториями и кабинетами, учебно-вспомогательными и хозяйственными помещениями, библиотекой, в которой насчитывалось 83 038 книг.