В годы Великой Отечественной войны при активном участии студентов ХабИИЖТа (Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта) были разработаны 184 научные темы, в их числе: полукоксование местных углей и исследование их смол, метеорологическая характеристика дистанции ДВЖД для нужд снегоборьбы, устройство для подачи угля на паровоз, проект универсального товарного вагона и ряд других.

Проводились инструктивные семинары работников Дальневосточной и Приморской железных дорог по вопросам экономии топлива, смазки и электроэнергии. За годы войны в институте было проведено четыре научно-технических конференции, на которых рассматривались актуальные вопросы по улучшению работы железнодорожного транспорта.

Большим достижением коллектива института в сложных условиях войны явился тот факт, что к 1944 г. институт стал вполне сформировавшимся вузом с достаточной для ведения учебного процесса материальной базой.

Итогом большой и созидательной работы по организации ХабИИЖТа явился первый выпуск инженеров путей сообщения по трем ведущим специальностям – строительству железных дорог, паровозам и паровозному хозяйству, движению и грузовой работе. Он состоялся 29 июля 1944 г. Из 84 первых выпускников института 16 получили дипломы с отличием.

Был выполнен план, как по теоретическому, так и по производственному обучению. Практику проходили на рабочих местах предприятий железнодорожного транспорта: путейскую - начиная с ремонтных рабочих до бригадиров пути; строительную – на постройке новых железнодорожных линий Известковая-Ургал, Комсомольск-на-Амуре-Совгавань. 60 студентов факультета «Строительство железных дорог» третьего и четвертого курсов восстанавливали разрушенные железные дороги на территории Белоруссии и Украины. Замещая вакантные должности низовых командиров производства, наряду с хорошей теоретической подготовкой студенты ХабИИЖТа проявили инициативу и настойчивость в выполнении государственного плана на объектах, что было отмечено руководством дорог.

Ярким проявлением любви к Родине и укрепления ее обороноспособности стала всесторонняя помощь Красной Армии. Хабаровские комсомольцы первыми в стране выступили с ценной инициативой – построить для Красной армии звено самолетов. Затем был сбор средств на строительство танковой колонны «Хабаровский комсомол» и бронепоездов. Коллектив ХабИИЖТ собрал для этих целей 224 000 рублей. За годы войны было собрано и отправлено на фронт 14 000 теплых вещей и индивидуальных посылок.

Студенты и преподаватели, работники института принимали активное участие в строительстве оборонительных сооружений, в разгрузке угля, лесозаготовках, строительстве своего института, в сборе средств в фонд обороны. За весь период Великой Отечественной войны сумма подписки коллектива института на военные займы составила 2 284 650 рублей.

Осуществлялось шефство над военным госпиталем. Для раненых бойцов проводились лекции, беседы, был организован показ кинокартин.