Аспиранту кафедры «Транспорт железных дорог» ДВГУПС, специалисту ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод», совместно с молодыми специалистами ОАО «РЖД» по итогам конкурса на представление грантов ОАО «РЖД» для молодых ученых присуждено третье место за представленный проект «Vrail» – обучающий комплекс по действиям локомотивной бригады в аварийных ситуациях».
На реализацию данной работы выделен грант на научные исследования. Разработанный проект направлен на повышения культуры безопасности работников локомотивных бригад и повышения вовлеченности в процесс обучения пожарной безопасности на локомотивах.
При эксплуатации электровозов могут возникать различные чрезвычайные ситуации, вплоть до образования очагов возгорания.
Олег Мухин - специалист обособленного подразделения НЭВЗа - центра гарантийной и сервисной поддержки электровозов "Дальневосточное", во время работы инженером первой категории в Дальневосточной дирекции тяги, занимался расследованием возгораний в локомотивах и видел, что бригады в первые минуты из-за растерянности и паники делают немало ошибок.
Поэтому у него возник вопрос: что можно сделать, чтобы машинисты смогли отработать до автоматизма свои действия во время ЧП в режиме тренинга? Идею о создании стимулятора локомотива в среде виртуальной реальности для отработки правил поведения при возникновении пожара, других чрезвычайных ситуаций, а также технических неисправностей в локомотиве, поддержал начальник Дальневосточной дирекции тяги Д.А. Осин.
К работе над проектом также подключились сотрудники Дальневосточной дирекции тяги ведущий технолог В.В. Заболотный и ведущий инженер Э.Г. Бородавицин, а также сотрудники ДВГУПС.
Этот проект вошел в тройку лучших по итогам конкурса ОАО "РЖД" на мпредоставление грантов в 2020 г. Разработка VRail - обучающий комплекс по действиям локомтивной бригады в авраийных ситуациях - получила бронзу. Сумма гранта составила 2 млн. рублей.
- Надевая очки виртуальной реальности, вы "переноситесь" в кабину, где разгорается пламя, срабатывает пожарная сигнализация, - рассказал в интервью корпоративной газете "НЭВЗ - Вперёд" Олег Мухин. - Машинист либо его помощник раз за разом отрабатывают весь регамент действий. Попадая в похожую, но уже реальную нестандартную ситуацию, бригада будет более собранной и сможет ликвидировать пожар с минимальными потерями.
При создании симулятора VRail авторы отдали предпочтение отработакам действий по локализации и ликвидации пожара на локомотиве силами локомотивных бригад при помощи огнетушителей и систем пожарной автоматики. В планах - добавление действий по охране труда и действий по приемке локомотива после ТО и ТР.
Обучающий комплекс по действиям локомотивной бригады в аварийных ситуациях VRail включает в себя: станцию «Известковая» Хабаровского региона Дальневосточной железной дороги; железнодорожную инфраструктуру: контактную сеть, железнодорожные пути, вагоны; локомотив серии 3ТЭ25К2М номер 0001; локомотив серии 2ТЭ10М номер 0010; локомотив серии 3ЭС5К номер 1070.
В обучающем комплексе посредством визуального программирования на базе Unreal Engine 4 реализовано передвижение пользователя, открытие дверей, локализации и ликвидации возгорания узлов и оборудования с помощью системы пожарной автоматики СПСТ Эл4-04 как в секции локомотива так и в не локомотива, реализован алгоритм запуска световых индикаторов на блоке БКУИ-Н, запуска зуммера блока БКУИ-Н, запуск пожарной сигнализации при возникновения пожара, анимация огня и дыма, анимация выпуска огнетушащего вещества.
На базе Unreal Engine 4 в дальнейшем возможно реализовать целый комплекс VR-симуляторов и программ по изучению и отработки действий в рамках эксплуатации локомотивов и вагонов.