Выпускная квалификационная работа выпускника Института транспортного строительства ДВГУПС Павла Оненко "Проектирование участка новой железнодорожной линии в малоосвоенных районах" может стать частью большого проекта, над которым активно трудится группа ученых ДВГУПС.

Одной из проблем в Дальневосточном регионе, обсуждаемой в начале 2021 года уже на уровне президента РФ и Правительства РФ, стало освоение растущих объемов перевозки угля по железной дороге в восточном направлении.

Дальность доставки угля от месторождений юга Якутии (Нерюнгри, Эльга) по БАМу от Верхнезейска до Ванино составляет около 1500 км. Пропускные и провозные способности однопутного участка железной дороги ограничены уровнем 30-35 млн тонн в год (33,5 млн тонн в 2020 году) при потребных мощностях в 50-70 млн тонн в краткосрочной перспективе.

Попытки освоения месторождений севера Хабаровского края, северо-востока Амурской области и восточных районов Якутии ограничены огромными логистическими издержками и отсутствием круглогодичного сухопутного сообщения. Всё это негативно сказывается на транспортной доступности, ограничивает социальное развитие северных районов Хабаровского края, способствует оттоку населения и депопуляции региона.

В этой связи очень актуальной становится тема прокладки нового участка железной дороги от Верхнезейска (разъезды Ижак/Огорон) до Чумикана по трассе, проходящей в долинах рек Зея и Уда. По предварительным расчетам начальный участок трассы от разъезда Ижак/Огорон (335/391 метр над уровнем моря) до водораздельного перевала (485 метра над уровнем моря) составит около 100 км.

Благодаря использованию благоприятного рельефа Вехнезейской равнины и Удского краевого прогиба,средний подъем составит менее 1‰. Руководящий подъем –не более 9‰ протяженностью менее 6 км, что делает возможным вождение тяжеловесных поездов.

В 2020-2021 гг. было выполнено пионерное трассирование двух вариантов новой линии, которое показало техническую осуществимость проекта.

В своей дипломной работе Павел Оненко определил главную цель проекта: уменьшить дальность перевозки грузов, тем самым снизить эксплуатационные расходы железной дороги и тарифную составляющую в цене отгружаемой потребителям продукции. В качестве начальных пунктов новой трассы рассматривались разъезды БАМа – Ижак и Огорон, а конечный – рядом с Чумиканом – мыс Мельников (из соображений удобства размещения глубоководного терминала).

Выпускником была решена одна из наиболее трудоемких задач создание цифровой модели рельефа. На ее основе была запроектирована трасса (одна из трех) и получены продольный профиль рельефа и проектная линия железной дороги. Затем были назначены искусственные сооружения и определены их характеристики. Завершен проект составлением сводной ведомости строительной стоимости и эксплуатационных расходов по всем вариантам железнодорожной линии.

Научный руководитель дипломного проекта Павла Оненко – доктор технических наук, профессор, и.о. зав. кафедрой "Изыскания и проектирование железных и автомобильных дорог" ДВГУПС Наталья Станиславовна Нестерова.

Также большой вклад в проект внес старший преподаватель кафедры "Транспорт железных дорог" Максим Юрьевич Кейно: он консультировал в тяговых расчетах.

Нужно отметить, что над комплексным проектом, кроме Павла Оненко, работал и другой выпускник ИТС ДВГУПС – Евгений Комлев. Его задача заключалась в разработке третьего варианта прокладки трассы. Совместная работа позволила сравнить северные и южные варианты трассирования.

Результаты выпускной квалификационной работы подтверждают перспективность и техническую возможность строительства новой линии, которая решающим образом может изменить транспортную ситуацию в регионе и существенно облегчить проблему вывоза угля от месторождений Якутии и Амурской области.

На фото: выпускник Института транспортного строительства ДВГУПС Павел Оненко