В Амурском институте железнодорожного транспорта - филиале ДВГУПС в г. Свободный, прошел методический семинар на тему «Использование современных технологий для повышения познавательной активности студентов». На открытии семинара выступил декан факультета высшего образования, кандидат педагогических наук, доцент Гайдуков А.Н.

Он рассказал, что вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Кандидат физико-математических наук, доцент Кравцова Н.А. познакомила участников семинара с одной из современных технологий, применяемых в педагогическом процессе, - технологией развития критического мышления (ТРКМ). Эта технология позволяет развить у студентов такие личностные качества, как готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, находить компромиссные решения, анализировать поступающую информацию с точки зрения логики и личного опыта.

Участники семинара узнали об особенностях данной технологии:

- не объем знаний или информации – цель образования, а умение управлять этой информацией, находить в ней смысл, применять в жизни;

- не присвоение «готового знания», а конструирование своего, рождающегося в процессе обучения;

- умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Кравцова Н.А. раскрыла наиболее эффективные приемы, которые реализуют данную технологию:

- ИНСЕРТ;

- кластеры;

- «зигзаг»;

- «толстые» и «тонкие» вопросы;

- флишбон;

- синквейн

Занятия, проводимые с использованием технологии развития критического мышления, предусматривают диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. На занятии создается комфортная атмосфера сотрудничества, что делает обучение интересным и незабываемым и стимулирует обучающихся к дальнейшей познавательной активности.