Информационный портал DVhab.ru, 22 сентября 2017 года.
Третий день в дальневосточной столице лучшие авиамоделисты края состязаются в рамках соревнований по авиационным моделям. Над аэродромом «Динамо» кружат планеры, кордовые и радиоуправляемые самолеты, в небо взмывают ракеты. Победителей определяют в нескольких классах.

В нынешнем первенстве принимают участие четыре команды. Три из них хабаровские, еще одна – из Комсомольска-на Амуре. В небо самолеты запускают ребята в возрасте от 10 до 17 лет.

Соревнования – это не только борьба за награды, но и отличный повод встретиться с соратниками, увлеченными авиамоделированием. Чтобы обсудить насущные проблемы, которых немало. Хотя организаторы и довольны большим количеством участников нынешних стартов, в следующем году состязания, вероятно, пройдут без одних из сильнейших спортсменов – учеников секции авиамоделирования ДЮЦ «Техноспектр», много лет работающей в хабаровском поселке имени Горького. Троим лидерам кружка, многократным чемпионам края по авиамоделированию Николаю Гагарову, Никите Литвинову и Никите Ногину по 17 лет. Через год они поступят в университеты, и смены им пока нет. В группе преподавателя Анатолия Светоносова останется, возможно, только один ученик.

В разделе «Кружки и секции» на DVHab.ru вы легко найдете секцию в ДЮЦ «Техностектр». Достаточно в поиске набрать «авиамоделирование». В карточке кружка указан преподавательский состав, контактные телефоны и адрес: Ломоносова, 2.

Туда за день до начала краевых соревнований отправился корреспондент DVHab.ru, чтобы узнать, что авиамоделирование – это серьезное занятие, а иногда и «путевка в жизнь».

В просторном светлом классе, увешанном десятками больших и малых авиамоделей, Николай Гагаров готовит к соревнованиям космический корабль «Прогресс» — его уменьшенную копию. Рядом на столе толстый альбом, в нем десятки медалей и грамот: вторые и первые места в городских и краевых соревнованиях по авиамоделированию за несколько лет.

– Здесь только самые значимые, – говорит Николай. – Собрал, чтобы побороться за путевку в лагерь «Океан». Авиамоделирование для меня – не просто увлечение. По окончании школы хочу попробовать поступить в Московский авиационный институт.

В этом кабинете, наблюдая за кропотливой работой взрослых парней, сразу чувствуешь, как ломаются стереотипы. Оказывается, авиамоделирование – это не «самолетики из бумаги», а дело, которое развивает пространственное мышление, терпеливость, логику, аккуратность, дает знания об аэродинамике и множество других навыков. В общем, здесь всё серьезно. Только представьте: модели ракет, которые парни здесь собирают, летают на твердотопливных двигателях. Преподаватель кружка Анатолий Алексеевич Светоносов держит в руках небольшие тубы, настоящие произведения инженерного искусства.

— Хорошие ракетные двигатели для экспериментального и модельного ракетостроения найти очень сложно. Раньше их выпускали на Украине, но где те времена? — рассказывает Анатолий Алексеевич. — Мы решили делать двигатели сами, создали полноценное производство, можем выпускать до 500 штук в месяц.  Двигатели для классов S3-A и S6-A выполнены по технологии, исключающей разрыв корпуса при любой нештатной ситуации. Если давление в камере сгорания превысит допустимое, сработает один из двух предохранителей. В качестве топлива используется не чёрный порох, а смесь соли и сахара (нитрат калия и сорбит), единственное топливо, разрешённое правилами Федерации ракетомодельного спорта России для детского ракетостроения.

Эти и другие разработки Анатолия Светоносова и его учеников оценили зрители и судьи краевых авиамодельных соревнований. Свои работы на аэродроме «Динамо» представил 41 моделист. Судейская коллегия определила перечень моделей, которые могли быть использованы в соревнованиях.

— Все модели, которые в эти дни летают над аэродромом "Динамо", естественно, сделали сами участники. Здесь представлены разнообразные экземпляры, в том числе планеры, таймерные модели. Есть разработки с объемом мотора на 10 граммов, есть на 30 граммов, — отметил Леонид Мельниченко, руководитель команды Хабаровского краевого центра развития творчества детей и юношества. 

Например, для моделей планеров класса F-1-H, F-1-G, F-1-P (это у младшей возрастной группы) проводилось пять туров с максимальным временем фиксации полетов 2 минуты. Старшая возрастная группа представила образцы классов F-1-A, F-1-B, F-1-P.

— В каждом разделе было предусмотрено семь туров, а результаты фиксировались максимум в течение трех минут, — о правилах рассказал Виктор Бобров, судья соревнований, главный специалист Центра технического творчества.    

То, какая команда или отдельный участник окажутся лучшими, в общем и личном зачетах будет определено по количеству проведенных моделями в воздухе секунд. За каждую присуждается одно очко. Кстати, победа в краевом первенстве – не только возможность убедиться в своих силах.

— Это региональный этап, есть и всероссийские соревнования. И вот той команде, которая проявила себя лучше всех на краевых соревнованиях, будет отдано предпочтение при формировании сборной от Хабаровского края, — подчеркнул Виктор Бобров. 

Напомним, настоящий марсоход сконструирован в Дальневосточном государственном университете путей сообщения. Проект машины был представлен на торжественной церемонии закрытия девятого сезона Хабаровской международной летней школы. Улучшенную модель аппарата повезут 29 сентября на Общероссийский конгресс инженеров в Комсомольск-на-Амуре.
Денис Зыякаев, Даниил Стецкий.

http://www.dvnovosti.ru/khab/2017/09/24/72185/#ixzz4te60OKG5