Сетевое издание «Люди ДВ», 2 сентября 2017 года.
Одно из противоречивых, а также, увлекательных и довольно прибыльных явлений современности – это киберспорт. О том, почему не стоит его путать с игроманией, как развивается это направление в регионе, и, где дальневосточники, играя в компьютерные игры, могут заработать,  рассказал Михаил Репка – руководитель краевого отделения Федерации киберспорта России.

– Как давно и с чего начинал появляться киберспорт в Хабаровском крае?

–Если брать конкретно отделение, то мы образовались в 2010 году, когда я вёл кубок мэра по компьютерному спорту. Это было неофициальное мероприятие, но у меня было на него разрешение. И с того момента отделение было создано. Юридически мы были зарегистрированы в 2014 году, создали протокол, устав и окончательно соединились с Москвой.

– Насколько успешно киберспортсмены Хабаровского края выступают на фоне представителей этого направления из других регионов страны?

– Сказать, что мы лучшие, не можем. Но и, что худшие тоже нет. Если учитывать отдалённость от центра – результаты не плохие. У нас нет возможности тренироваться с топовыми командами. Однако, преимущество перед западными регионами России у краевого отделения есть в виде Китая. На Китай мы начали заходить совсем недавно. 2-3 года назад ребята играли с китайцами, но это было редко, кто-то просто заходил случайно на китайский сервер. Сейчас появилась возможность списываться конкретно с командами из КНР и не только. В назначенное время команды Хабаровского края играют с китайскими, японскими и корейскими киберспортсменами. Это очень удобно. Например у игры «League of Legends» есть Японский сервер, и получается, что европейский сервер в Европе, а российский в Москве. Задержка (пинг) будет не менее 120, а на японском сервере всего 50. Что касается выступления на Всероссийских соревнованиях, то наши ребята ездили в Москву и доходили до 6-7 строчки. Но допустим, на соревнованиях во Владивостоке им удавалось занимать призовые места. Основная трудность – это удалённость нашего региона.

– В каких дисциплинах (играх) могут проходить соревнования?

– В нашем реестре числится 4 подвида: боевая арена в ней может быть, например, Dota, стратегии в реальном времени, ( StarСraft и аналогичные), технические симуляторы ( Ил 2 штурмовик, различные танки вроде «Армата») и головоломки по типу HearthStone. Конкретного списка игр нет, он постоянно изменяется, но есть вот эти 4 категории. А вот шутеры такие, как Counter Strike не попадают ни под одну категорию. Сейчас ведётся работа, чтобы их включить в ещё одну категорию.

– Какая игра больше по душе Вам? В чём её особенность?

– Я уже давно не увлекаюсь играми профессионально. Во-первых, нет свободного времени, а во-вторых, мне больше нравятся игры предыдущих лет, например, Fallout 2. На мой взгляд, современные игры уже рассчитаны на новое поколение.

– Как тренируются киберспортсмены? Есть ли какие либо специальные методики подготовки?

– Я знаю, что такие методики есть. Но у нас пока в полной мере не сформирован профессиональный состав, который бы получал зарплату, а также, отсутствуют спонсоры. Если посмотреть, как тренируются известная команда NAVY или Virtus Pro, то дело обстоит так. У них есть специальные кабинеты, а через стенку спортивный зал. Тренировки проходят по два часа три раза в неделю, плюс час занятий в тренажёрном зале. Одно от другого невозможно оторвать, если необходимо сидеть часами за компьютером, нужно поддерживать себя в форме, чтобы не было проблем со здоровьем.

– Можно ли заниматься киберспортом и зарабатывать себе этим на жизнь? Есть ли такие примеры в нашем крае?

– Наш спорт в регионе один из самых молодых, как и в России. Такого пока нет, что киберспортсмены получают зарплату, но разовые случаи заработка есть. Только в этом году их уже было два. На втором открытом городском турнире по компьютерному спорту прошедшему 11 июня призовой фонд был 70 тысяч. Второй пример – Всероссийская киберспортивная студенческая лига. Наши чемпионы студенты ДВГУПС съездили в Москву и заработали 150 тысяч рублей для ВУЗа, и столько же получила их команда.

– Что вы можете рассказать о развитии киберспорта в мировых масштабах? Как выглядит Россиия на мировой арене, и какие компьютерные игры самые популярные в мире?

– Так сказать нельзя, что есть определённая игра и она самая популярная. Киберспорт явление текучее. Если Dota была два месяца назад на вершине топа популярности, то буквально неделю назад её обошла по количеству игроков Playerunknown's battlegrounds, вышедшая несколько месяцев назад, хотя Dota бесплатная, а за новинку необходимо заплатить. Но всё же основные направления выделить можно это Counter Strike, League of Legends, Dota2, танки. Игра Over Watch тоже набирает популярность. Россия кстати очень хорошо себя показывает на мировой арене, у нас очень сильные составы. Не скажу, что весь киберспорт крутится вокруг нас, но мы в самом центре событий. Президент федерации практически всегда посещает крупные мероприятия, а наше представительство на всех крупных турнирах есть всегда. Наши топовые команды выходят в финалы мировых турниров. Кроме того, выступить за иностранные команды часто приглашают  русских ребят – это обычное явление. К слову, Россия была первой страной, которая киберспорт стала считать спортом и внесла его в реестр.

– Есть ли опыт участия у киберспортсменов Хабаровского края в международных турнирах? Или планируется ли их участие на международном уровне?

– Насколько мне известно, пока ещё такого опыта у нас нет, выше уровня России пока не выступали. Есть у наших соседей приморцев, это именно те ребята, которые выступают за китайские команды. Скоро будет фестиваль «Новое поколение 2017», это можно сказать и есть первая попытка киберспортсменов Хабаровского края двигаться в направлении выхода на международный уровень.

– Что зрители увидят на фестивале «Новое поколение 2017»? И какие планы на ближайшее будущее у краевого отделения киберспорта России?

– Сейчас проходит открытый турнир Хабаровска по игре FIFA. На нём отберутся сильнейшие игроки, и уже они померяются силами на фестивале «Новое поколение 2017». Суть турнира в том, что с победителем этого турнира будет подписан контракт с командой «СКА Хабаровск». Он будет официально представлять хабаровский футбольный клуб. Как только киберспорт признали спортом, все профессиональные команды по футболу подписали контракты с киберспортсменами, чтобы их клуб представляли не только команды, но и киберспортсмен. Для этого отбирались игроки, находящиеся на вершине топа. Ёщё на фестивале будет косплей дефиле, теперь это связано не только с анимэ, но и с компьтерными играми, всё чаще участники косплей фестивалей делают костюмы героев игр. Помимо фестиваля у нас немало планов, но отчасти проблема в их реализации это некоторые ярлыки вокруг киберспорта. Начнём с того, что это не игромания, как его многие считают. Главное отличие это то, что у киберспорта есть все составляющие, которые есть в реальном спорте. Как бы это не звучало парадоксально, но мы наоборот стараемся выдернуть ребят из виртуальной реальности. Это лучше, чем сидеть дома за компьютером сутками, мы же предлагаем наоборот коммуникацию, работу в команде, где не требуется проводить 20 часов за монитором. Поэтому, мы ставим себе основную задачу – объединить игроков и создавать площадки для тренировок.

Олег Лопатин

http://ludidv.ru/about-6/item/3692-rukkibersport