От Камчатки до Курил под парусом: интервью с хабаровским ветераном яхт-спорта

Сетевое издание ХабИнфо.ру,  30 июня 2017 года.
Яхтсмены Хабаровского края отправились в Китай для участия в международной парусной регате. Это мероприятие проходит в формате дружбы двух стран, а также имеет значение в процессе возрождения яхтинга. В общей сложности в Фуюань отправились 20 яхт с судами сопровождения.

Олимпийский яхт-спорт краевой столицы зародился в 60-е годы и успел пережить серьезный упадок. Как рассказали организаторы регаты, активно возрождаться он начал четыре года назад. В общем, в Фуюань отправилось около 20 яхт вместе с судами сопровождения.

Один из участников международной регаты Виталий Антонович Подоба — можно сказать, ветеран хабаровского парусного спорта. Он чемпион Дальнего Востока 1969 года. Работает в Университете путей сообщения профессором кафедры экономики.

До отправки в Фуюань Виталий Антонович рассказал, на каком уровне был в советское время хабаровский парусный спорт, и насколько его удалось развить за так называемый период возрождения. Опытный спортсмен также рассказал об интересных маршрутах и достижениях хабаровских яхтсменов в былые годы.

Виталий Антонович Подоба — можно сказать, ветеран парусного спорта в Хабаровске

– Виталий Антонович, сколько вы уже занимаетесь яхтингом?

– Я ровесник Победы — в этом году мне исполнится 72 года. Парусным спортом занимаюсь с 13 лет практически постоянно. Был, конечно, перерыв, когда учился в аспирантуре, там было не до этого.

Когда я учился в школе, то уже уверено ходил на шлюпке, участвовал на ней в соревнованиях. Принимал участие в выездном первенстве в Новосибирске, где наша юношеская команда заняла второе место. И потом меня пригласили в экипаж на яхту, которая принадлежала профсоюзному обществу «Труд».

– Расскажите, как появился яхт-спорт в краевой столице?

– Если говорить в целом о парусном спорте, то он появился ещё в 19 веке. С наступлением советского времени хабаровчане ходили на шлюпках под парусами, в том числе и я начинал с них. Первые классические яхты в Хабаровске появились в 1961 году в клубе ДСАФ. Это были яхты национального класса «М», около десятка.

Был ещё второй яхт-клуб «Водник», в нём эти яхты появились тоже. И в том же 1961 году были организованы большие соревнования на Петропавловском озере. Потом мы как призёры поехали соревноваться во Владивосток. Наши хабаровские спортсмены участвовали в самых разнообразных соревнованиях и неплохо выступали.

В ДВГУПС, где я работаю, со временем тоже появился яхтинг, это были 60-е — 70-е годы. А в начале 80-х институт купил большой парусный корабль, который построили в Прибалтике. Это был крейсерский парусный катамаран – настоящее морское судно. И на нем наши яхтсмены обошли все дальневосточные моря. Обошли Шантары, Сахалин, Курильские острова, Камчатку и, конечно, побывали во Владивостоке.

С тех пор прошло много лет, парусный спорт, конечно, изменился. Но он всё-таки в Хабаровске сохранился. К сожалению, сейчас у нас нет яхт олимпийских классов, а раньше были в основном только такие. Появились яхты, которые можно назвать крейсерскими. Время прошло, но парусный спорт не умирает в Хабаровске – это очень радует.

– Какой период для яхтинга был самым трудным, и как обстоит дело сейчас с эти видом спорта в Хабаровске?

– Я полагаю, что этот самый трудный период — это 90-е годы, когда всё начало рушиться. Массовым парусный спорт был в советские времена: в Хабаровске проводились соревнования, когда на старт выходили десятки яхт. А в Приморье так их вообще было много. Детский парусный спорт был очень хорошо развит, и ориентация была на олимпийский спорт.

Активно развивались гребля, в том числе академическая, каноэ, байдарки, парусный спорт. Очень много молодёжи занималось этим. Сейчас этого стало меньше.

Я думаю, если наши местные территориальные руководители обратят на это больше внимания, улучшения наступят. Все-таки у нас великая река, не может быть такого, чтобы у нас не развивались водные виды спорта. Энтузиасты есть, но необходима поддержка.

Государство помощь оказывает, но матчасть весомая — практически всё покупается за свои деньги. Занятие таким спортом отвлекает молодёжь от негативных явлений, например, улицы и прочего.

– Трудно ли совмещать работу с занятиями спортом?

–  Как у преподавателя у меня большой отпуск – два месяца. Это мне очень помогало в моём увлечении парусным спортом. Я ходил не только по реке, но и на нашей университетской яхте обошел все дальневосточные моря.

Приходилось уходить на полтора месяца, но это не столько работе мешает, сколько вносит определённые разногласия в семью. А ведь раньше ещё не было такой связи, как сейчас: ушел надолго, и неизвестно точно, где ты даже находишься. Нас даже пытались искать. Но все разрешилось хорошо.

– Как получилось, что судьба связала именно с этим видом спорта?

– Это было в детстве, я очень увлекался литературой, в том числе морской и приключенческой. В пионерском лагере в районе Бычихи было несколько шлюпок, и я из них не вылезал. Вместе с одним из вожатых мы часто на них плавали. Тогда мне было 12-13 лет, и потом я пришёл в морской клуб ДСАФ – прекрасное общество.

Там, где сейчас лодочная станция «Дельфин», находился морской клуб, где проводились довольно массовые соревнования. Замечу, что этот спорт хорошо физически развивает.  Представляете, под парусом спускаемся вниз по реке, а когда ветер стихает, приходится обратно грести против течения. Попробуйте пройти хабаровский утес на шлюпке, мы проходили.

– Какие маршруты, пройденные под парусами, вам запомнились больше всего?

– Когда мы занялись крейсерскими плаваниями – дальними, спортивными, наш маршрут был такой: из Хабаровска по Амуру мы выходили в Николаевск, потом шли на Север или на Юг. Если на Север – это Шантарские острова, огибалм Сахалин с Севера, и потом напрямую отправлялись в Петропавловск-Камчатский.

А если на Юг, то это либо вдоль материка, либо вдоль Сахалина. Там мы обычно шли до разных сахалинских городов или до Владивостока. Если идти на Юг, можно пройти и до Курильских островов – а там замечательная природа.

Маршрутов много хороших. Да все они хорошие. Трудно найти такую другую природу, как наша дальневосточная.

Напомним, экипажи 14 парусников из дальневосточной столицы в очередной раз отправились в Поднебесную, чтобы доказать своё превосходство над местными яхтсменами. Международная регата проводится вот уже в четвёртый раз.

Игорь Киселев

http://habinfo.ru/ot-kamchatki-do-kuril-pod-parusom-intervyu-s-habarovskim-veteranom-yaht-sporta/