Информационное агентство SakhaNews (г. Южно-Сахалинск), 29 июня 2017 года.
75-летию легендарной трассы Аляска-Сибирь (АЛСИБ) был посвящен перелет Хабаровск-Якутск (в обратном направлении маршрута 1944 года. – Ред.), совершенный на самолете Cessna ветераном авиации США Дуйэном Кингом в сопровождении преподавателя Дальневосточного государственного университета путей сообщения, пилота-любителя Константина Рудого. Это уже четвертый визит в Якутию американского авиамеханика с пятидесятилетним стажем, ныне он прибыл в северную республику по приглашению регионального отделения ДОСААФ.
На этот раз гостей встречали в Хангаласском районе Якутии, где несколько лет назад на месте крушения самолета военного времени американцы установили памятный знак. Среди ее участников были представители общественности, ДОСААФ, ветераны локальных войн и конфликтов, школьники из военно-патриотических клубов и др.
Дуйэн Кинг в течение многих лет занимается исследованием истории трассы АЛСИБ, по которой в годы Великой Отечественной войны в Советский Союз поставлялись военная техника, продовольствие и др. Встреча в Покровске закончилась церемонией возложения гирлянды к обелиску «Курган славы».
У нас в Якутии в честь героев АЛСИБа воздвигают памятники, об их подвигах рассказывают подрастающему поколению, школьники принимают участие в поисковых операциях. Но и по ту сторону Берингова пролива помнят историю легендарной авиатрассы. «Нас всех объединяет прошлое и любовь к авиации», – отметил Майк Роуб, американский пастор и пилот с двадцатилетним стажем, посетивший Якутск в мае 2012 года.
Как сообщил ИА SakhaNews председатель регионального отделения ДОСААФ, полковник милиции в отставке Сергей Черных, в 2018 году планируется совершить авиаперелет по маршруту Аляска-Сибирь на знаменитом самолете Douglas. Он также пригласил читателей ИА SakhaNews 1 июля на мероприятие, посвященное Дню ветеранов боевых действий России, которое будет проходить с 12 часов на площади Орджоникидзе в Якутске.
Напомним, накануне Великой Отечественной войны советская военная авиация развивалась, опережая в этом направлении многие передовые государства мира. Экипажи В.П.Чкалова, М.М.Громова, В.С.Гризодубовой и других во второй половине 30-х годов совершили на отечественных машинах впечатляющие сверхдальние перелёты, устанавливались мировые рекорды дальности, скорости и высоты полёта. Советские авиаконструкторы разработали образцы боевых самолётов, способные противостоять любому агрессору.
Однако, когда началась война, авиапромышленность Советского Союза только приступила к массовому производству новой техники, ВВС имели на вооружении ещё очень мало современных боевых самолётов. К тому же уже в первые дни войны значительная часть наших самолётов была уничтожена противником на прифронтовых аэродромах или потеряна по другим причинам.
Кроме того, заводы оборонной промышленности западного региона страны пришлось срочно эвакуировать на восток, где для налаживания на них производства требовалось время.
Поэтому, особенно в начальный период войны, Советский Союз ощущал острую нехватку не только самолётов, но и других видов вооружения, продовольствия и стратегических материалов. Для СССР имело большое значение, заключённое осенью 1941 г., соглашение, по которому США и Великобритания обязались поставлять в СССР, начиная с октября того же года, вооружение, технику, материалы и продовольствие. 11 июня 1942 г. Советский Союз и Соединённые Штаты подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу.
Одним из путей доставки в Советский Союз американских самолётов стала перегоночная трасса Аляска – Сибирь.
Ольга СЕРГЕЕВА