Таможенно-логистический портал «Виртуальная таможня» (г. Москва), 17 мая 2017 года
С появлением в 1940-х ванинского морского порта и железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань Россия получила второй стратегический выход к Тихому океану

Сегодня от деятельности транспортного узла в Ванино зависят многие производства Дальнего Востока и Сибири. Удачное географическое положение и наличие неосвоенной береговой полосы определяют дальнейшие перспективы портовой зоны как быстроразвивающегося центра.

Для предприятий Хабаровского края ванинский транспортный узел служит выходом на широкие рынки сбыта. Так, через терминал АО «Дальтрансуголь» экспортируется продукция «Ургалугля». В конце 2015 года угольное предприятие ввело в Чегдомыне новую обогатительную фабрику мощностью 6 млн т переработанного угля в год. Благодаря новым технологиям удалось повысить качественные показатели готовой продукции – сократить зольность и увеличить калорийность угля, рассказал гендиректор ОАО «Ургалуголь» Александр Добровольский. В планах – наращивать объемы выпуска продукции примерно по 1 млн т ежегодно.

Для этого проведена реконструкция шахты «Северная» и разреза Буреинский, продолжается строительство разреза Правобережный. Таким образом, к 2021 году компания планирует нарастить добычу и производство угля с 5 млн до 12 млн т. «Рост объемов производства необходим для реализации обогащенного угля за рубежом. Внутренний российский рынок ограничен. Что же касается поставок на мировой рынок, то здесь возможности безграничны, в первую очередь речь идет об экспорте в страны АТР», – подчеркнул Александр Добровольский.

Отправки твердого топлива через Ванино организованы из других регионов Дальнего Востока и Сибири, в том числе с предприятий «Мечела» в Якутии. «Мировые цены на уголь в 2015 году опустились до новых минимумов, и эксперты практически единогласно прогнозировали не менее тяжелый для отрасли 2016-й. После третьего квартала о таких прогнозах мало кто вспоминал, поскольку спотовая цена на премиальный коксующийся уголь к концу года выросла почти вдвое. В итоге углю, напротив, присвоили статус самого эффективного сырьевого товара года», – отметил гендиректор ПАО «Мечел» Олег Коров.

Ванино как канал экспорта сегодня крайне важен и лесоэкспортерам. В этом году морской торговый порт намерен перегрузить порядка 1 млн т лесопродукции – это почти в два раза выше показателя 2016-го. Перевалку лесных грузов (помимо круглого леса, это пиломатериалы, топливные пеллеты, древесно-стружечная плита) через торговый порт планируют увеличить такие лесопромышленники, как ООО «ЛАН», ООО «Нанайская лесная оптовая торговля», ЗАО «Смена Трейдинг», предприятия холдинга «Бизнес-Маркетинг». Кроме того, появляются новые грузовладельцы, заявившие к перевалке дополнительные объемы лесопродукции, в частности ООО «Римбунан Хиджау», у которого главные активы сосредоточены в Хабаровском крае.

«На протяжении последних десяти лет объемы перевозок лесных грузов через порт Ванино снижались. Данная тенденция укрепилась с 2008 года, после увеличения таможенных пошлин на экспорт круглого леса. В последние три года порт активно прилагал усилия по восполнению грузовой базы за счет лесных грузов, однако слабая ценовая конъюнктура не позволяла достичь желаемых результатов. В прошлом году ситуация на международных рынках стабилизировалась: снижение цен фактически прекратилось, затем был зафиксирован их небольшой рост, что позволило и нам увеличить объем перевозки леса»,– пояснил гендиректор ОАО «Порт Ванино» Валерий Балакин.

Через ванинский порт отгружается продукция единственного на Дальнем Востоке сталелитейного завода «Амурметалл». Хотя объемы перевозок черных металлов были подвержены большим колебаниям, в том числе из-за проблемной финансовой ситуации на предприятии, металлурги несколько лет назад переключили свои отправки с Владивостока на Ванино, чем смогли сэкономить на железнодорожной транспортировке по наименьшему расстоянию. Оживление производства и, как следствие, рост отгрузки продукции ожидаются с появлением у завода стратегического инвестора – недавно «Амурметалл» в ходе торгов приобрела компания «Торэкс». «Уверен, трудные времена позади. Мы прилагаем максимум усилий для обеспечения перспективного развития завода», – заявил по этому поводу губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Ванинский торговый порт работает также с импортом. Основная доля ввозимых грузов приходится на глинозем, который потребляют алюминиевые заводы «Русала» в Сибири. В последние годы такие перевозки держатся на уровне 1,1–1,3 млн т ежегодно. С участием торгового порта и Дальневосточной железной дороги были применены альтернативные технологии транспортировки глинозема, что дало резерв пропускной способности инфраструктуры БАМа.

По словам гендиректора ООО «Транс Ванино Карго» (компания – экспедитор перевозки) Татьяны Шенгелия, вместо специализированных минераловозов под сырье несколько лет назад начали активно задействовать полувагоны, освобождающиеся после выгрузки. Сегодня для доставки груза в открытом подвижном составе используются многооборотные мягкие контейнеры, которые выпускаются из полипропиленовой ткани, не пропускающей влагу. Кроме того, в перевозке применяются герметичные вкладыши – большой тканевый мешок, расстилаемый на весь полувагон и обвязываемый по завершении погрузки. «Дальневосточная дорога позволила организовать производственную площадку на станции Ванино для подготовки вагонов. И алюминиевые заводы внедрили технологию выгрузки сырья из данной тары», – сказала Татьяна Шенгелия.

Для «Русала» такая перевозка дает экономию издержек. Погрузка в новый вид тары влияет на скорость обработки судна и повышает ритмичность доставки сырья железнодорожным транспортом. «Производство алюминия является непрерывным процессом, и возможности размещения запасов сырья на заводах ограничены. Поэтому очень важно ритмично поставлять глинозем, в соответствии с заявляемыми объемами», – отметила гендиректор ООО «Транс Ванино Карго».

Нельзя забывать о роли порта в обеспечении каботажных перевозок, в первую очередь с Сахалином, который связан с материком паромной линией Ванино – Холмск. Сегодня ее обеспечивают три специализированных судна, которые принимают на борт грузовые вагоны и автофуры. На остров таким образом поступает продовольствие, комбикорм, удобрения, нефтепродукты. Паром принимает грузы и для крупных инфраструктурных строек. К примеру, в предыдущие годы через Ванино шли в большом количестве трубы для магистральных газо- и нефтепроводов, а в настоящее время приходит оборудование для строительства Сахалинской ГРЭС-2.

Гавань для угля

Наибольшее значение ванинский узел приобрел с наращиванием российского экспорта угля. По данным Дальневосточной железной дороги, если в 2008 году в Ванино было доставлено 1,1 млн т продукции шахтеров, то в 2015-м – уже 21,7 млн т. На это повлияло создание новых перегрузочных мощностей. Восемь лет назад в бухте Мучке заработал терминал АО «Дальтрансуголь» (входит в АО «СУЭК»). На тот момент он стал самым современным на Дальнем Востоке специализированным портом. Комплекс постепенно выходил на проектный уровень перевалки 12 млн т ежегодно, после чего СУЭК стал вкладывать инвестиции в удвоение мощностей.

По итогам 2016 года терминал переработал 19 млн т угля, а в 2017-м планирует увеличить объем до 22 млн т. В начале января «Дальтрансуголь» среднесуточно выгружал 777 вагонов – почти на 50 вагонов, или 6,7 %, больше, чем годом ранее. Компания продолжает развивать свою инфраструктуру. В прошлом году она открыла движение по новому соединительному пути длиной 3,5 км между четной горловиной парка Токи (станция Ванино) и станцией необщего пользования Терминал, которая входит в состав перегрузочного комплекса порта. Затем была введена станция Терминал-2. По словам гендиректора «Дальтрансугля» Владимира Шаповала, она позволит часть грузовых поездов пропустить в обход Токи, освободив станционные емкости для других грузополучателей ванинского узла.

Это объяснимо появлением новых грузополучателей. В 2017 году на мысе Бурный должно начаться строительство Дальневосточного ванинского порта. Выход терминала на ежегодную проектную мощность в 15 млн т запланирован к 2021 году. Комплекс будет ориентирован на экспорт продукции с Элегестского месторождения угля (Республика Тыва) и других разрезов России в страны Юго-Восточной Азии.

Крупный порт по переработке угля и железорудного концентрата в районе железнодорожной станции Дюанка, рядом с Ванино, в настоящее время строит ООО «Сахатранс». Через новый терминал готовы экспортировать свою продукцию такие компании, как «Сибирский антрацит», «СДС-Уголь», «Сибуглемет», но основной объем грузооборота терминала будет формироваться за счет отправок УК «Колмар», которая развивает в Якутии два горно-обогатительных комплекса: «Денисовский» и «Инаглинский». По итогам 2017 года компания планирует отгрузить около 5 млн т угля (пока перевозки осуществляются через другие терминалы региона), а в 2020-м – 14,7 млн т.

С угольной продукцией активно работает действующий торговый порт. В начале 2017 года он среднесуточно обрабатывал 208 вагонов с углем против 126 в 2016-м. Однако увеличение выгрузки негативно повлияло на экологическую обстановку припортового поселка. Местные жители провели несколько протестных митингов, на проблему обратил внимание Росприроднадзор, который летом собирается провести в порту масштабную проверку.

В самой стивидорной компании заверили, что принимают меры по повышению экологической безопасности. Складские площадки, где хранится уголь, обносятся железобетонным забором, вводится система пылеподавления при работе с сыпучими грузами. «Установка для порта Ванино была приобретена именно с учетом погодных условий региона и работы непосредственно в зимнее время, когда пыление усиливается из-за доставки сухого угля», – сообщил гендиректор ОАО «Порт Ванино» Валерий Балакин. В 2017 году стивидор планирует увеличить объем средств, выделяемых на реализацию экологических мероприятий, до 70 млн руб. «Стратегия развития угольной отрасли нашей страны в значительной степени ориентирована на торговые отношения с Азией. Между тем угольный груз – непростой в обработке с точки зрения обеспечения экологического контроля. Мы как стивидорная компания, которая занимается перевалкой угля, намерены выполнить полный комплекс экологических мероприятий для того, чтобы снизить влияние производственных процессов на поселок Ванино и акваторию», – пообещал Валерий Балакин.

Судьба резидентов

Говорить о том, что будущее Ванинского транспортного узла связано только с экспортным углем, было бы неверно. К примеру, АО «Прайм» намерено построить специализированный терминал по перегрузке сжиженных углеводородных газов (СУГ). Комплекс будет принимать железнодорожные цистерны, а затем отгружать продукцию на морские суда-газовозы, следующие в направлении стран АТР. Будущим стивидором уже достигнуты договоренности с крупными производителями СУГ о перевозке грузов через будущий терминал. Объем инвестиций оценивается в 30,1 млрд руб.

Работать со сжиженными углеводородными газами, а также светлыми нефтепродуктами планирует в соседней с Ванино Советской Гавани компания «Ремсталь». Как сообщили в Дальневосточном территориальном центре фирменного транспортного обслуживания (структура ОАО «РЖД»), поставку продукции в ее адрес планируется осуществлять с производств дочерних компаний «Газпром» и «Сибур», расположенных в Сибири. Прогнозный объем переработки грузов на первом этапе составит 2 млн т ежегодно с последующим увеличением до 10 млн т.

Бункеровкой судов в Ванино намерена заниматься компания «Форум ДВ». Ее специализированный комплекс будет рассчитан на переработку 150 тыс. т ежегодно. «В регионе существует дефицит мощностей по перевалке нефтепродуктов с причала на танкеры. Наш проект направлен в первую очередь на решение данной проблемы. Морской порт Ванино является одним из самых динамично развивающихся в России и имеет необходимую инфраструктуру для реализации такого проекта», – рассказал гендиректор ООО «Форум ДВ» Николай Зворыгин.

Кстати, эта компания недавно стала вторым по счету резидентом свободного порта в Ванинском районе. Первым оказалось уже упомянутое ООО «Дальневосточный ванинский порт». Инвестиции в создание его мощностей составят 23,6 млрд руб. «Преференции режима свободного порта по налоговым выплатам и отчислениям во внебюджетные фонды позволят сэкономить 7,5 млрд руб. за десять лет», – подсчитал гендиректор ООО «Дальневосточный ванинский порт» Виктор Сохраннов.

Получение статуса резидента свободного порта ускорит окупаемость проекта, уточнил Николай Зворыгин. «В дальнейшем немаловажную роль будет играть возможность беспошлинного ввоза оборудования, необходимого для деятельности», – добавил руководитель ООО «Форум ДВ».

Заявку на получение статуса резидента свободного порта направили другие инвесторы. В числе тех, кто предполагает осуществлять стивидорную деятельность, ООО «Причал» (дочерняя компания ГК «Русал»). Предприятие собирается построить в акватории бухты Ванино глиноземный терминал мощностью 1,5 млн т в год. Объем требуемых инвестиций – более 5 млрд руб.

Всего же, по данным на начало 2017 года, на территории Ванинского района предварительно определено 19 проектов для реализации в рамках режима порто-франко с объемом инвестиций около 86 млрд руб. Планируется, что данный статус сможет получить и соседний Советско-Гаванский район. По предварительной оценке, это позволит привлечь не менее 37 проектов с вложением около 111 млрд руб.

К примеру, в планах ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт» – построить в районе терминал для отправок железорудного сырья до 7,1 млн т в год. Работать с контейнерами, рыбной продукцией, зерном предполагает ООО «Морской порт Новая Советская Гавань». Объемы составят 3,4 млн т с последующим увеличением до 6 млн т. В районе мыса, где планирует построить свой перегрузочный комплекс компания «Ремсталь», намерено создать мощности по приему мазута и дизельного топлива ООО «Терминал Блэк» – на первом этапе они составят 0,4 млн т.

Локомотив роста

Между тем динамика грузооборота Ванинского узла зависит от развития магистральных подходов к нему. В этом году должно завершиться начавшееся в 1999-м строительство автомобильной трассы Лидога – Ванино (протяженность – 323 км). К настоящему времени осталось заасфальтировать последний участок, с 148-го по 155-й км. Однако в первую очередь увеличение перевалки в портах дает железнодорожное сообщение. В настоящее время ежегодная провозная способность однопутной линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань составляет 33 млн т. В 2008 году, когда стартовал проект по ее развитию (в 2013 году был включен в программу модернизации Восточного полигона РЖД), она не превышала 12 млн т. За это время реконструировано и построено немало станций, на некоторых перегонах проложены вторые пути, а также возведен новый Кузнецовский тоннель, благодаря чему было исключено наиболее узкое место на этом железнодорожном направлении.

По словам заместителя главного инженера ДВЖД Сергея Дрокина, за счет модернизации с 2013 года Дальневосточная дорога в среднем ежегодно увеличивает провозную способность на 7–10 %, что позволяет обеспечивать рост грузопотока к морским портам. По завершении реализации программы Восточного полигона к 2020 году инфраструктура в направлении Ванинского узла будет готова обеспечивать перевозки на уровне 37,1 млн т. Работы ведутся и на других направлениях железной дороги. В частности, по итогам 2017 года должна возрасти провозная способность на участках БАМа: Тында – Новый Ургал – с 19 до 25 млн т, Новый Ургал – Комсомольск-на-Амуре – с 18 до 22 млн т, Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре – с 19 до 22 млн т.

Вместе с тем предъявляемый объем отправок грузов в адрес Ванино и Совгавани может превысить целевой показатель программы Восточного полигона. За счет нынешних стивидоров и будущих резидентов свободного порта потенциальный грузооборот Ванино-Совгаванского узла к 2025 году может достичь 83–86 млн т ежегодно, а в 2030-м превысить 100 млн т. По словам директора института «Дальгипротранс» Алексея Лобова, в свое время специалистами проектной организации были разработаны пять этапов развития однопутной линии Комсомольск-на-Амуре – Совгавань.

Первые два реализуются сегодня в рамках программы модернизации Восточного полигона до 2020 года. Третий и четвертый этап включают строительство сплошного второго пути между Комсомольском и Ванино. На это понадобится не менее 185 млрд руб., но в результате провозная способность линии возрастет до 110 млн т. Пятым этапом должна стать электрификация, которую целесообразно делать вместе с участком Волочаевка-2 – Комсомольск-на-Амуре. Суммарные затраты в прошлогодних ценах составят 55 млрд руб. В результате железная дорога сможет обеспечивать перевозки в адрес Ванино-Совгаванского узла на уровне 140 млн т в год.

При этом строительство второго пути необходимо осуществлять по новой трассе. «Инженерно-геологические условия прохождения линии уникальны и сложны для сети РЖД. Это определяется пересеченным рельефом, сочетанием скальных и слабых грунтов в основании земляного полотна, очень сложными тектоническими условиями района, наличием участков с повышенной сейсмичностью», – отметил проректор по научной работе Дальневосточного государственного университета путей сообщения Сергей Кудрявцев. Специалисты железной дороги сформировали и направили в РЖД инвестиционную заявку по дальнейшему развитию участка Комсомольск-на-Амуре – Ванино со строительством вторых путей. Конечное решение должно быть принято на уровне Правительства РФ.

http://vch.ru/event/view.html?alias=vanino_port_osobogo_naznacheniya_