Официальный сайт Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), 17 апреля 2015 г.
Когда началась Великая Отечественная война, Ване Евсееву не исполнилось еще и 10 лет. Но в эти праздничные дни и он – убеленный сединой Иван Федорович Евсеев, вполне заслуженно принимает поздравления с 70-летием Победы, потому что не понаслышке знает, что такое тяготы и ужасы войны…
До лета 1940 г. большая семья Ивана Федоровича Евсеева проживала в небольшом белорусском городке Жлобин. Сегодня это третий по численности населения город в Гомельской области Беларуси после Гомеля и Мозыря. А в 30-е годы ХХ века он только недавно получил статус города. Интенсивному развитию небольшого местечка способствовало строительство Либаво-Роменской (1873) и Петербургско-Одесской (1902—1916) железных дорог.
3 июля 1941 года город Жлобин был захвачен немецко-фашистскими войсками, но, слава Богу, семья Евсеевых этот страшный период уже не застала – дружное семейство переехала на Ладогу, недалеко от границы с Финляндией. Маленький Ваня Евсеев едва успел окончить два класса школы, как началась самая страшная война. - С первых часов, без чьего-либо объявления, я узнал, что началась война, - вспоминает сегодня Иван Федорович. – Я понял это по строю солдат, которые шли в полной тишине. «Мама, мама! – закричал я. – Смотри, сколько солдат и все идут молча!» В мирное-то время они всегда ходили с песней…
Началась эвакуация. В течение двух недель Иван Федорович и его семья двигались к Ленинграду. Под городом Питкяранте вместе с воинскими частями попали в окружение, из которого выйти уже не удалось. Во время обстрела сестер и младшего брата мать спрятала в лесу. Там они и попали в плен. После оказались в лагере на острове Ханка Балтийского моря. Там от ран умерла мама Ивана Федоровича, а чуть позже он узнал, что в Ленинграде погиб и отец…
В 1944 году советские войска начали масштабные наступления. «Был очень хорошо слышен шум боев, - говорит Иван Федорович, - мы кричали «Наши идут! Наши!!!» Мы все так радовались!».
После лагеря Ивана и других освобожденных отправили в город Выборг - на карантин. Там подростков распределяли: кого в суворовское училище направить, кого в нахимовское, а кого в гражданские учебные заведения отдать учиться. Маленького брата Ивана Федоровича - Колю, забрали сразу в детдом. После некоторого времени Иван Федорович встретился с полковником Решетневым - он был командиром штаба дивизии. Уверенно поведал офицеру о том, кто он такой, откуда и попросил пойти служить вмести с его частью. Тогда Евсееву было 13 лет. Так он попал в 150 Новгородский Краснознаменный укрепрайон Волховского фронта, который участвовал в снятии блокады Ленинграда. Иван стал сыном полка 262 отдельной роты связи Карельского фронта.
В апреле 1945 года его часть была переброшена с запада страны на Дальний Восток, где в составе 1 Дальневосточного военного фронта Евсеев принимал участие в боевых действиях против Японии.
После разгрома Квантунской армии и капитуляции Японии, вывода советских войск из Манчжурии, Ивана направили в Суворовское училище. Вместе с демобилизованным солдатами своей роты он смог доехать до г. Вологда лишь в январе 1946г., а, следовательно, опоздал к началу учебного года и его определили в 272-й автобатальон, где он стал изучать автомобильное дело. Затем Евсеева перевели в другую воинскую часть, и он стал военным музыкантом (1946 – 1954 гг.). Это было в г.Кандалакша Мурманской области.
Будучи воспитанником, а затем солдатом срочной службы Иван Федорович закончил среднюю школу и поступил в закрытое военное учебное заведение, по окончании которого служил в погранвойсках в г.Калининграде, а затем в Тихоокеанском пограничном округе в качестве офицера разведки погранвойск.
В 1959 по своей личной просьбе Иван Федорович Евсеев демобилизовался в звании майора. Жена его была родом из Хабаровска, сюда и переехали жить. В 1960 году Иван Федорович работал заместителем директора ремесленного училища №7 г. Хабаровска по воспитательной работе, там же преподавал историю, вёл политзанятия с учащимися. С конца 1960 года жизнь Ивана Федоровича тесно связана с Хабаровским институтом инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ) (ныне – Дальневосточный государственный университет путей сообщения, ДВГУПС).
После успешного завершения учёбы на факультете «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС) ХабИИЖТа и защиты дипломного проекта работал преподавателем геодезии, а с 1968 г. ст. преподавателем на кафедре «Инженерная геодезия». С 1972 года – старший преподаватель этой же кафедры, а это предполагало не только проведение практических занятий, но и чтение лекций по циклу «Геодезия» для студентов специальностей «Строительство железных дорог» и «Электрофикация железных дорог».
Несколько лет Иван Федорович был руководителем молодежной секции «Общество знаний» по распространению научных и технических знаний железнодорожного района г. Хабаровска.
Помимо преподавательской работы Иван Федорович постоянно участвовал в работах по хозяйственно-договорным темам, которые выполняла его кафедра. В частности, при реконструкции площади им. Ленина в городе Хабаровске им была сделана топографическая съемка площади. Эта работа выполнялась по заявке главного архитектора города. А при строительстве крупнейшей тогда в Хабаровске гостиницы мирового уровня «Интурист» в течение года вел геодезические наблюдения по определению вертикальных и горизонтальных смещений фундаментов гостиницы. При строительстве завода по производству контейнерных зданий и сооружений при участии Евсеева была сделана опорная сеть, которая давала возможность вести контроль в процессе всего времени строительства данного сооружения.
Иван Федорович Евсеев постоянно участвовал в общественной жизни факультета «Строительство железных дорог», трижды избирался секретарём партийной организации факультета, работал заместителем декана факультета, ответственным за воспитательную работу и общежития факультета. Выйдя на пенсию работу не прекратил - стал зав. лабораторией кафедры и до 2009 г. продолжал преподавать.
Много лет, работая преподавателем, участвовал в выполнении научных исследований совместно с кафедрой «Железнодорожный путь», связанных с топографическими съёмками отдельных участков Дальневосточной и Забайкальской железных дорог.
За многолетнюю работу в ДВГУПС Евсеев И.Ф. не имеет взысканий, есть только благодарность – декана, ректора, министра РЖД, отмечен многими грамотами ДВГУПС. С 2000 года и по настоящее время Иван Федорович возглавляет Совет ветеранов ДВГУПС, являясь его председателем.
За ратный труд и трудовую деятельность Иван Федорович имеет 18 правительственных наград. Евсеев - ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда.