ХАБАРОВСК. 27 сентября. ВОСТОК-МЕДИА

- Учёные Дальневосточного государственного университета путей сообщения разработали способ эффективной борьбы с так называемой «железной эпидемией» или «колесно-рельсовым СПИДом». Так железнодорожники называют малопонятную простому обывателю, но крайне актуальную для специалистов транспорта проблему износа гребней бандажей колесных пар. Под этим «мудрёным» термином имеется в виду маленький выступ на железнодорожном колесе, который препятствует его выкатыванию наружу. По сути, эти гребни удерживают вагон на рельсах.

Как пишет газета «Дальневосточная магистраль», износ этих деталей с 1983 года считается одной из самых распространенных неисправностей. Как рассказал заведующий кафедрой «Тепловозы и тепловые двигатели» ДВГУПС Ярослав Новачук, за 2012 год на сети дорог ОАО «РЖД» на замену колесных пар, на их обточку было израсходовано более 2,8 миллиардов рублей.

«Только на Дальневосточной дороге за 2012 год было обточено больше 13 тысяч колесных пар. При этом одна обточка стоит не менее 60–65 тысяч рублей» - отметил Ярослав Новачук.

Ещё в 1996 году решение, казалось бы, нашли: на сети железных дорог ввели лубрикацию гребней колес и рельсов. На детали колёс наносили специальную смазку, которая должна была уменьшить трение и износ этих самых гребней.

Дальневосточные учёные предложили более эффективный способ борьбы со стачиванием гребней бандажей. Как показали 15-летние исследования специалистов ДВГУПС, корень проблемы лежит вовсе не в самой детали, которая соприкасается с рельсом, а в состоянии связки колесно-моторного блока с рамой тележки, в состоянии резинометаллических шарниров и буксовых поводков.

«В движении резиновые элементы легко разрушаются, – говорит Ярослав Новачук. – Если перекос колесной пары превышает 2 миллиметра, гребень набегает на боковую грань рельса и начинается стачивание».

Ученые ДВГУПС подобрали инновационный конструкционный материал (полиамид), который активно применяется в деталях машин с повышенными нагрузками. Они предлагают модернизировать буксовые поводки, оборудовать ими несколько опытных локомотивов и при положительных результатах распространить этот опыт на все Российские железные дороги. С этим предложением они уже вышли руководство ОАО «РЖД».