Реальность нынешней приемной кампании такова, что бюджетных мест больше не становится, а оплата за обучение, после принятых в этом году новых нормативов расчета стоимости обучения федеральным министерством образования и науки, растет.

В Дальневосточном государственном университете путей сообщения, базовом вузе по подготовке специалистов для предприятий транспорта, учредителем вуза, Министерством транспорта РФ было принято непростое решение: увеличить количество бюджетных мест, а цены оставить практически на прежнем уровне. Понимая то, что реализовать стратегию развития Дальнего Востока без квалифицированных кадров для транспортной сферы невозможно. 

Но экономить на подготовке и комфорте студентов здесь не будут: на оснащение аудиторий и лабораторий выделяются немалые деньги. В университете появилось новое общежитие, началось строительство еще одного. Есть в вузе своя поликлиника, этого не могут позволить большинство учебных заведений края, а здесь мало того, купили новое оборудование, в прошлом году сделали ремонт. А еще здесь есть свои бассейн, скалодром, клуб, легкоатлетический манеж, в вузе и общежитиях - бесплатный Интернет и доступ в электронную библиотеку. 

Но, прежде всего, конечно, родителей и абитуриентов волнует вопрос: а дает ли вуз гарантию трудоустройства? Кто и как будет учить профессии? Как попасть на «бюджет»? Об этом мы поговорили с ректором вуза Борисом ДЫНЬКИНЫМ. 
- Действительно, цены на многие даже очень популярные у абитуриентов специальности и направления подготовки у ДВГУПС невысокие. Наверняка многие удивятся: может, есть какой подвох...

- Вуз - государственный. И все действия жестко контролируются. Замечу, что четыре года подряд мы вообще не повышали стоимость! И в течение срока обучения студента оплата за обучение остается прежней. Сейчас федеральным Министерством образования были рекомендованы новые цены на обучение: минимальная цена обозначена в 60200 рублей. Максимальная - 112. Средняя зарплата хабаровчанина, по статистике, - примерно 30 тысяч рублей. Но мы ведь знаем, что это условная цифра, и оплатить обучение ребенка обычной семье непросто. Поэтому установленная максимальная стоимость обучения - 68 тысяч рублей в ДВГУПС - это возможность, которая позволит абитуриентам, не поступившим на «бюджет», реализовать свое желание получить высшее образование. 

А многие вузы цены повысили. Это, видимо, даст им возможность улучшить базу. Но в нашем учебном заведении такой проблемы пока нет. В 2007 - 08 году мы стали победителями в инновационной образовательной программе и с помощью средств государства, своих средств, грантов за последние годы около 500 миллионов вложили в развитие университета. 

- А реально ли попасть на «бюджетное» место? 

- В этом году у нас количество бюджетных мест увеличилось: по программам высшего профессионального образования их 1453, по программам среднего - 1130. Итого 2583. Всего же вуз готов принять почти пять тысяч абитуриентов. Например, появились бюджетные места по новой и востребованной сейчас, в связи с газификацией Дальнего Востока, специальности «Нефтегазовое дело», в прошлом году их не было.

К слову, в этом году у нас появятся еще три новых специальности. А в целом в вузе ведется прием на 112 направлений подготовки и специальностей. Поэтому можно выбрать то, что нравится. Есть и технические направления, естественно-научные, экономические, гуманитарные. 

Так, помимо нефтегазового дела, о котором я сказал, начинается набор на «Строительство уникальных зданий и сооружений», «Психологию служебной деятельности», «Экономическую безопасность». Также мы единственные, кто готовит по специальности «Пожарная безопасность» - для МЧС и только ДВГУПС готовит кадры для энергетики. Как вы понимаете, в вузе всегда следят за потребностью региона в тех или иных кадрах, поэтому все цифры набора выстраиваются с этим учетом.

Замечу, что шанс учиться на бюджете есть у всех, даже тех, кто поступит с полной компенсацией за обучение. Тех, кто старается и учится хорошо - переводят на бюджетную основу, таких студентов у нас до 300 человек ежегодно. 
И, конечно, специализация вуза такова, что готовятся кадры для транспортной сферы, энергетики, связи и практически всех отраслей экономики региона, для которой нужны не только инженеры, но и экономисты, юристы, специалисты логистики, психологи.

В настоящее время реализуются крупные транспортные программы в Дальневосточном регионе (строительство железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов, морских портов и мощных терминалов). И это для страны - приоритет. 
В четверг на встрече с выпускниками школ в «Платинум арене» председатель краевой Законодательной думы Сергей Хохлов подчеркнул в своем обращении к нашим выпускникам, что на Дальнем Востоке инженерные специальности необходимы, как никогда. И важно, чтобы эти кадры были высококвалифицированными, универсальными. 

Для этого в вузе делается все возможное. Ведь кто должен реализовывать эти программы? Конечно, молодежь, в том числе и наши выпускники. Сегодня компаниям нужны квалифицированные управленцы, уверенно владеющие информационными технологиями и новой техникой, хорошо знающие современную экономику, финансы, иностранные языки. Поэтому мы стараемся помочь ребятам стать универсальными специалистами. Есть возможность получать и рабочую профессию, и второе высшее образование. 

В целях интеграции науки, техники и производства в процесс развития железнодорожного транспорта с 2009 года успешно функционирует созданная по инициативе ДВГУПС Международная ассоциация транспортных вузов Европы и стран АТР (МАТУ АТР). В ее состав входят транспортные университеты и НИИ КНР, Республики Корея, Казахстана, России, Австралии, Монголии, Японии. А это: конференции, программы обменов студентов. Каждый студент может стажироваться за рубежом. 

В приемной комиссии работают наши преподаватели и психологи, которые помогут определиться с выбором, предложат пройти тесты.

- Раз мы заговорили о партнерских связях и работодателях, то не лишним будет их назвать, с кем сотрудничает вуз?

- Работодатели принимают непосредственное участие в разработке основных образовательных программ подготовки. Рабочие учебные планы по программам высшего и среднего профессионального образования проходят согласование с руководителями кадровых служб структурных подразделений ОАО «РЖД», ОАО «Хабаровский аэропорт», Дальневосточная генерирующая компания, МЧС, «Коммунальные системы БАМа», ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России» и др. Рабочие программы специальных дисциплин имеют внешние рецензии специалистов краевых предприятий. Участвуют они и в прохождении студентами практики. Для укрепления связи учебного процесса с производством ведущие специалисты предприятий привлекаются и к педагогической деятельности, оказывают действенную помощь в обеспечении современной нормативно-технической документацией.

- Чем отличается учеба в ДВГУПС от учебы в других вузах края?

- Можно ответить кратко - многим, но это, наверное, не ответ. Поэтому назову ряд отличий:

- реализация непрерывного образования: среднее (полное) общее образование (лицей) - среднее профессиональное образование (в г. Хабаровске «Хабаровский техникум железнодорожного транспорта» входит в состав университетского комплекса) - высшее профессиональное образование - послевузовское образование (аспирантура, докторантура);

- возможность получения наряду с основным образованием дополнительного. Ведется подготовка по рабочим профессиям, поэтому после 3 курса студенты имеют возможность проходить практику с получением заработной платы. Кроме того, существует отделение дополнительных профессий, где студенты на бесплатной основе могут получить основы журналистики, углубить знания иностранного языка, получить навыки работы в команде, пройти тренинги по раскрытию лидерских качеств;

- гарантированное трудоустройство;

- есть институт военного обучения, где можно выбрать различные военно-учетные специальности и получить звание лейтенант (запаса). Учиться здесь можно по желанию, бесплатно. 

Уже много лет успешно работает институт дополнительного образования. Любой студент может, начиная с четвертого курса, получить второе высшее образование. При этом достаточно просто написать заявление и быть зачисленным, без экзаменов. 

Еще одна важная особенность Дальневосточного государственного университета путей сообщения в том, что у нас есть пять филиалов: в Приморье, на Сахалине, два в Амурской области, Якутии. После поступления можно три года учиться в филиалах, ближе к дому, что очень удобно, особенно если учесть волнения родителей за своих детей и высокие цены на авиабилеты. А уже на старших курсах, когда изучаются базовые дисциплины, ребята учатся в Хабаровске. В филиалах работают свои штатные педагоги, а также туда приезжают ведущие преподаватели базового вуза. Налажено и дистанционное обучение: студенты из филиала по видеосвязи могут присутствовать на лекциях и семинарах в режиме on-line, заочникам вообще нет необходимости выезжать на установочные лекции. 

Кроме того, дорогие родители и абитуриенты, вы можете задать все волнующие вас вопросы приемной комиссии, лично мне, в моем блоге на сайте университета. 

Тихоокеанская звезда 25.06.2012   Мария ИВАНОВА.

http:/toz.khv.ru/newspaper/aktualno/dvgups_byudzhetnykh_mest_bolshe_tseny_nizhe/?sphrase_id=34930