РАНХиГС в Хабаровском крае бесплатно переобучит потерявших работу из-за пандемии

Информационное агентство AmurMedia, 26 ноября 2021 года.
Пандемия показала всю важность дополнительного образования: вся работа перенесена в онлайн, часть предприятий из пострадавших сфер закрылась, работникам срочно пришлось осваивать новые специальности, а дополнительному образованию потребовалось выходить на новый уровень. О том, как представлено дополнительное профильное образование в вузах Хабаровского края, рассказал на совете ректоров и.о. директора ДВИУ РАНХиГС Игорь Макурин, сообщает ИА AmurMedia.

Со стороны работодателей есть запрос

Состояние дел и перспективы развития системы дополнительного образования в регионе, а также участие вузов — вопрос, который рассматривался на Совете ректоров Хабаровского края и ЕАО впервые. Тем не менее, ректорское сообщество признает его важность и необходимость регулярного рассмотрения. Ведь сегодня со стороны работодателей есть запрос на то, чтобы система образования оперативно реагировала и вела подготовку востребованных кадров. Тогда как образовательные программы в основном долгосрочные сами по себе, кроме того, они долго проектируются и запускаются.

— Как работают по этому направлению вузы нашего края? Ежегодно в Хабаровском крае обучается порядка 77-78 тысяч человек, из них на вузы и филиалы приходится порядка 20 тысяч человек, — рассказал Игорь Макурин. — Это девять вузов и пять филиалов. Какой это дает эффект, кого и для чего мы готовим? Все ли существующие вопросы это удовлетворяет? На самом деле, рынок образовательных услуг гораздо шире — только три вуза, остальное — профессиональные образовательные организации. Специализированные организации профессионального образования, работающие по данному направлению. Но если говорить о подготовке и переподготовке, то у вузов она неоценима. 

Около 80% слушателей проходят обучение в пяти крупнейших вузах края, в числе который Тихоокеанский государственный университет, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Амурский гуманитарный педагогический университет, Дальневосточный институт управления, Медицинский университет. Наибольшее число слушателей — в последнем. 

Запросы при этом есть как у слушателей, так и у работодателей. Самые популярные направления — образование, строительство, информационная безопасность и разработка информационных продуктов, экономика и управление. Сейчас на всей системе образования, в том числе дополнительного, сказывается пандемия. Вузы реагируют на меняющиеся реалии, готовя адаптированные образовательные программы, с возможностью дистанционного обучения. На сегодня около 60% слушателей, по данным, представленным вузами к совету, учатся с использованием дистанционных образовательных технологий, а примерно треть образовательных программ ДПО реализуется исключительно дистанционно. Дистанционный формат также помогает слушателю не быть "привязанным" к своему региону и выбирать вуз, находящийся в любом городе. Так, в рамках проекта "Содействие занятости" в ДВИУ РАНХиГС обучились дистанционно порядка 300 человек, живущих в других субъектах федерации.

Пандемийные условия практически не повлияли на масштабы подготовки

Высокое качество учебных программ поддерживается в ряде вузов общественно-профессиональной аккредитацией, когда высокий уровень программ подтверждают работодатели. Такая аккредитация — скорее эксклюзивная практика для программ, пользующихся стабильным спросом, где есть большой поток слушателей и понимание необходимости профессионального признания программы. Ее проходит только несколько десятков программ из более чем трех тысяч реализуемых в Хабаровском крае. Главные критерии — это квалификация специалистов для работодателя и трудоустройство для слушателя.

— У системы дополнительного образования есть существенный потенциал развития, — отметил Игорь Макурин. — Государство уделяет большое внимание вопросам гибкости системы образования к запросам рынка, и во многих федеральных проектах предусматривается повышение квалификации и переподготовка. В частности, на совете мы подвели итоги за 2020 год и отчасти 2021 год, и отметили, что наши вузы последние три года активно участвовали в реализации четырех федеральных проектов: "Кадры для цифровой экономики", "Содействие занятости", "Спорт — норма жизни" и "Новые возможности для каждого". Это несколько тысяч обученных слушателей, которые при поддержке государства получили возможность реализовать себя в новой сфере или в новом качестве. 

Что касается перспектив

В 2021 году проект "Содействие занятости" в рамках национального проекта "Демография" реализуется в новом формате. Это обучение нескольких категорий граждан: безработных, ищущих работу, женщин в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предпенсионеров и лиц старше 50 лет и других. Ректорское сообщество выказывало готовность активно участвовать в реализации этого проекта при взаимодействии с федеральными операторами, в числе которых — Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Томский государственный университет и академия "Молодые профессионалы". Одно из возможных следующих действий — расширение линейки учебных программ.

По итогам Совета участники отметили, что среди слушателей были буквально единицы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это требует разработки специальных программ, специальной инфраструктуры, но это необходимо, чтобы дать возможность реализации каждому гражданину. Еще одна категория граждан, для которых в вузах нужно создать инфраструктуру, — женщин, которые находятся в декрете или отпуске по уходу за ребенком. Вузы и сейчас активно работают с ними, но преимущественно дистанционно. Тогда как на некоторых из программ, особенно технически и инженерно ориентированных, нужно, чтобы была возможность обучаться очно. Для этого проект "Содействие занятости" допускает возможность создания, например, комнат, где мамы могут оставить детей под присмотром тьютора на время занятий.

Запрос на ДПО есть и со стороны самих вузов: ежегодно курсы повышения квалификации проходит около 2000 преподавателей. Преимущественно соответствующие вузы разрабатывают и реализуют для своих же сотрудников программы повышения квалификации сами.

—  Это неплохо, но к таким программам лучше привлекать специалистов извне, — считает Игорь Макурин. — Программы повышения квалификации нужно создавать в сетевом формате, чтобы вузы объединялись, и программы реализовывались с привлечением всего имеющегося опыта по данному вопросу.

Проект "Содействие занятости", в котором участвуют не только РАНХиГС, но и Хабаровский государственный институт экономики и права, Дальневосточный государственный институт путей сообщения и Тихоокеанский государственный университет, осуществляется за счет бюджетных средств. Одно из его условий — гарантировать трудоустройство не менее чем 70% слушателей.

С марта 2021 года вузы, участвующие в проекте, обучили и продолжают обучать до 1 декабря более 700 человек или, если считать совместно с ЕАО, то больше тысячи. 

Продолжение следует

Проект реализуется в каждом субъекте федерации и будет продолжаться

— О масштабах подготовки можно будет говорить уже после подведения итогов участия каждого субъекта, но я уверен, что объемы нашего участия в проекте могут быть расширены.

Несмотря на пандемию, количество студентов в Хабаровском крае в 2020 году выросло. Причем выросло и количество иностранных студентов в дальневосточных вузах — по данным Минобразования, их стало на 8% больше. Развитие онлайн-программ для иностранцев улучшит условия обучения и для российских студентов. Сейчас в РАНХиГС идет работа над созданием международной магистратуры. Ее планируется сделать сетевой. Для этого все, вплоть до зданий, приводится к единому стандарту, что упростит миграцию студентов между отделениями. При необходимости этот механизм облегчит перевод из одного филиала в другой и для российских студентов. Готовится "на экспорт" и дополнительное образование. Так, в 2020 году на базе РАНХиГС прошла совместная со специалистами из Таджикистана программа повышения квалификации по теме цифровизации экономики. Учитывая, что происходило это на фоне жестких ограничений, использовать эти знания приходилось сразу же. Вообще, как показывает совместная работа в режиме онлайн с учеными из Таджикистана, Китая и Японии, пандемийные ограничения не только не мешают международной научной работе, но и открывают для нее новые горизонты. 

https://amurmedia.ru/news/1199389/