Портал «Губерния», 23 ноября 2021 года.
Сегодня одно из главных требований к специалисту – готовность постоянно обучаться, а при необходимости и переобучаться. Именно на это нацелена система дополнительного образования, которая активно развивается в Хабаровском крае. В частности, широкий спектр программ переподготовки и повышения квалификации представлен в вузах региона.
Те из них, что реализуются по федеральному проекту «Содействие занятости», предполагают бесплатное обучение для женщин в декрете, безработных и людей предпенсионного возраста. Подробнее о системе дополнительного образования в Хабаровском крае рассказал и.о. директора Дальневосточного института управления (ДВИУ) − филиала РАНХиГС Игорь Макурин на брифинге, сообщает портал «Губерния».
Совет ректоров
Как рассказал Игорь Макурин, 17 ноября состоялось заседание Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО, где в числе прочих вопросов обсуждали нынешнее состояние дел и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования в регионе.
В повышении квалификации кадров, переподготовке специалистов заинтересованы как работодатели, так и их сотрудники. Ежегодно в Хабаровском крае по таким программам обучаются около 77-78 тысяч человек, в том числе около 20 тысяч – в вузах региона. По словам руководителя ДВИУ- РАНХиГС, этой работой занимается девять вузов и пять филиалов.
«Если мы говорим о подготовке и переподготовке особенно, то здесь роль вузов неоценима. Порядка 80% слушателей проходят обучение в пяти вузах – это Тихоокеанский государственный университет, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, наш Дальневосточный институт управления, Дальневосточный государственный медицинский университет», – рассказал и.о. директора Дальневосточного института управления − филиала РАНХиГС Игорь Макурин.
Спикер отметил, что наибольшим спросом пользуются такие направления, как медицина, образование, строительство, информационная безопасность, разработка информационных продуктов, управление и экономика.
Реализуют программы с помощью дистанционных технологий и лекционного обучения. Онлайн-образование стало играть особую роль в связи с пандемией COVID-19.
«По материалам, которые предоставляли вузы Совету, следует, что порядка 60% слушателей сегодня обучаются с использование дистанционных образовательных технологий. Примерно треть образовательных программ дополнительного образования реализуется исключительно с использованием дистанционных образовательных технологий», – уточнил Игорь Макурин.
Федеральный проект «Содействие занятости»: кому и зачем нужен
Особое значение в системе дополнительного образования имеют федеральные проекты.
«Наши вузы в последние три года активно участвовали в реализации четырех федеральных проектов: “Кадры для цифровой экономики”, “Содействие занятости”, “Спорт – норма жизни”, “Новые возможности для каждого”. За каждым из этих проектов стоит несколько тысяч обученных слушателей, которые сегодня при поддержке государства получили возможность реализовать себя либо в новой сфере, либо в новом качестве на той работе, на которой они до этого трудились», – подчеркнул и.о. директора Дальневосточного института управления − филиала РАНХиГС.
Так, проект «Содействие занятости», реализуемый в рамках нацпроекта «Демография», нацелен на обучение людей, которые ищут работу и обратились в центры службы занятости, безработные граждане, специалисты старше 50 лет и предпенсионного возраста, женщины в декрете и женщины ранее не состоявшие в трудовых отношениях, воспитывающие дошкольников.
Благодаря проекту «Содействие занятости» перечисленные группы жителей могут бесплатно пройти профессиональную переподготовку или повысить квалификацию. По словам Игоря Макурина, в 2021 году такой возможностью воспользовались сотни человек, обучение продолжается. Участники обучающих программ отмечали, что полученные знания пригодились им в дальнейшей работе.
Повысить квалификацию в вузах Хабаровского края в рамках проекта могут и жители других регионов – в этом им помогают дистанционные технологи.
«В частности, наш институт в рамках проекта “Содействие занятости” в этом году массово обучал не только жителей Хабаровского края, но и жителей Еврейской автономной и Сахалинской областей. Это порядка 350 человек, которых мы обучили дистанционно», – сообщил руководитель ДВИУ РАНХиГС.
Спрос на бесплатное обучение по федеральному проекту – большой. Хотя о масштабах подготовки специалистов на следующий год говорить пока рано, ожидается, что инициатива получит дальнейшее развитие. Как уточнил Игорь Макурин, планы на 2022 год наметят после того, как подведут итоги этого года – уменьшение числа слушателей не прогнозируется.
Планы на будущее: чем помочь людям с особенностями здоровья и молодым мамам
Система дополнительного образования в Хабаровском крае имеет большой потенциал для развития. Такое мнение, по словам Игоря Макурина, было озвучено на Совете ректоров. В числе возможных действий – расширение линейки образовательных программ, создание инфраструктуры для обучения слушателей с особенностями здоровья.
«Сейчас буквально единицы людей, относящихся к категориям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучаются по программам дополнительного образования. Нужно активизировать работу в этом направлении, в том числе за счет расширения линейки образовательных программ для этой категории граждан. Также требуется наличие особой инфраструктуры», – уточнил и.о. директора Дальневосточного института управления − филиала РАНХиГС.
Больше внимания планируется уделить и обучению молодых мам по программам дополнительного образования.
«Сегодня вузы активно с этой категорией работают, но в основном это программы, реализуемые дистанционно. Вместе с тем очевидно, что есть запрос в некоторых случаях, особенно при реализации технически ориентированных образовательных программ, чтобы обучение могло строиться и в очном формате. Проект “Содействие занятости” допускает возможность создания соответствующей инфраструктуры, то есть появления комнат, где мама может на время обучения оставить своего ребенка с тем, чтобы он находился под присмотром тьютора, пока мама сдает зачет или получает консультацию», – рассказал Игорь Макурин.
Третье значимое направление для развития – организация повышения квалификации научно-педагогических работников. Такое обучение проходят около двух тысяч преподавателей ежегодно. Кроме того, в курсах нуждается обслуживающий и управленческий персонал вузов. Как объяснил Игорь Макурин, сейчас в основном вузы сами разрабатывают соответствующие программы для своих сотрудников и реализуют их. Такой подход неплох, однако ректорское сообщество считает, что к подобным программам необходимо привлекать экспертов из внешней среды. Представители вузов договорились о сотрудничестве в плане совместного создания обучающих программ – в сетевом формате.