Информационное агентство «Хабаровский край сегодня», 23 сентября 2021 года.
Одна из самых оживлённых и важных в транспортном отношении улица Павла Морозова в Хабаровске под землю уходит уже второй раз. Огромный провал в этом месте образуется из-за того, что строители в недавнем прошлом не учли исторические особенности территории. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Мосты, тоннели и подземные сооружения» ДВГУПС Сергей Кудрявцев.
- Очень похожая с провалом грунта на этом участке улицы Павла Морозова впервые наблюдалась в 2014-м через год после аномального паводка-2013 на Амуре. Тогда силами Водоканала удалось с проблемой справиться. Но она никуда не делась. Коллектор, который сейчас пришёл в негодность, построили ещё в 1973 году. Не учли, что на этом самом месте располагалось древнее русло протоки или реки. Хотя потоков воды на поверхности и не видно, но грунтовые воды продолжают циркулировать, - объяснил Сергей Кудрявцев. – Долгое время проблем не было. Коллектор принимал стоки с небольших кварталов в районе Судоверфи и «Амуркабеля». Но город вырос. Построили новый микрорайон «Строитель». Коллектор засыпали 4-метровым слоем песка, когда там прокладывали дорогу. Потом её расширили так, что коллектор оказался прямо под дорожным полотном.
После постройки микрорайона «Строитель» работающее с начала 70-х годов прошлого века устройство обслуживало уже около 180 тысяч человек. Плюс к этому постоянная нагрузка от транспортного потока сверху.
В прошлом году был очень высокий уровень воды, с ним мы в зиму ушли. Летне-осеннее наводнение затянулось по времени. А древнее русло реки, в котором коллектор построили, всё это время работало. Вот и привели все эти факторы в совокупности к такой ситуации, когда дорога стала проваливаться. Проблему мы предложили решить двумя способами. Укрепить края провала шпунтами, чтобы избежать дальнейшего разрастания ямы. Нельзя допустить, чтобы действующие полосы в сторону центра города оказались перекрыты – это дорожный коллапс для всего Хабаровска. Параллельно улице Павла Морозова нужно построить микротоннель, куда нужно поместить коммуникации.
Так обустроены городские системы в Китае, многих других странах. У нас же в Хабаровске такое делается впервые.
Между тем, сильно обветшавшая и созданная ещё при советской власти городская инфраструктура в Хабаровске с каждым годом создаёт всё больше проблем. Краевая столица становится городом провалов. Один из них из-за порыва трубы возник на днях на пересечении центральных улиц Ленина и Запарина на тротуаре. Ещё одну огромную яму попытались засыпать песком на только что отремонтированной улице Синельникова около магазина «Коробок».
- В этом месте проходит магистральная теплотрасса. Тепловики там постоянно что-то ремонтируют. В том году мы по программе БКАД трассу на Синельникова новым асфальтом покрыли. И вот опять на теплотрассе на этом же участке порыв случился, - рассказал начальник отдела управления дорог и внешнего благоустройства Хабаровска Дмитрий Панащатенко.
Есть в Хабаровске провалы, никак не связанные с изношенной коммунальной инфраструктурой. Например, на пересечении улицы Суворова с проспектом 60-летия Октября напротив Железнодорожного районного суда у завода «Технониколь» уже несколько месяцев подряд идёт обрушение края поднятой на полтора – два метра дороги. Обвал уже съел часть тротуара, часть ограды уже повисла в воздухе. Пешеходы уже стараются с особой осторожностью проскочить этот участок, вдруг он обвалится в самый неподходящий момент?