Информационное агентство VestiRegion.ru (г. Владивосток), 29 июля 2021 года.
В последнее время из-за пандемии и закрытых границ почти ничего не слышно о новых масштабных русско-китайских проектах на территории Хабаровского края. Но это не значит, что их нет.

Пока на нашей стороне в очередной раз говорят о том, что надо бы когда-нибудь все же построить погранпереход на острове Большой Уссурийский, на той стороне Амура уже пошли дальше и глубже.

— На днях один китайский товарищ меня прямо убил. Туристический деятель из Внутренней Монголии (китайская провинция на границе с Забайкальем. — Прим.ред.) спрашивает: «Как ты думаешь — российские власти смогли бы одобрить проект строительства метро под Амуром из города Фуюань до Хабаровска. И к кому надо обращаться: это решается на уровне местной власти или на уровне федерального правительства?» — написал в соцсетях китаевед Игорь Мажаров.

Специалист отмечает при этом, что «никаким китайским причудам уже не удивляется».

— Китайские олигархи вообще очень странные ребята. Помнится, один владелец «заводов, дворцов, пароходов», серьезно увлекшись фотографией, собрался поехать в Чечню «поснимать боевые действия». Еще один любитель экстрима, преуспевающий программист, был одержим идеей съездить в Чернобыль. Лишь начавшаяся пандемия его остудила, — приводит примеры китаевед.

Что касается экономического экстрима, тут тоже есть что вспомнить.

— Несколько лет назад один сильно разбогатевший китайский друг представил проект строительства частной скоростной железной дороги Хунчунь — Дуннин. Предусматривалось даже строительство туристических городов-дублеров на нашей территории: Славянка и Раздольное (на территории Приморья —Прим.ред.). Проект этой железной дороги делал один из крупнейших в Китае проектных институтов. И весь этот талмуд был переведен на хороший русский язык! Высокий консилиум в хабаровском ДВГУПС немного удивился, когда я представил это все на их суд. Реакция была примерно как в «Мастере и Маргарите»: «…кто вас надоумил? ». Они, конечно, потом нашли вполне научные резоны дать вменяемый отлуп: начиная с того, что дорога будет проходить через нацпарк «Землю леопарда», до геополитического «китайцы смогут быстро перебросить войска на нашу территорию», — вспоминает эксперт, отмечая при этом, что, несмотря на все провалы, «китайцам все равно очень хочется крутить свои хитроумные схемы».

Хабаровчанам тоже есть, что вспомнить из шумных странных идей китайских олигархов, которые испарились в никуда.

В частности, они собирались строить гигантский речной вокзал в Хабаровске. Потом был проект зернового порта в краевой столице. До этого — строительство ЦБК в Амурске, под который китайские партнеры просили у Трутнева огромные массивы тайги. А еще было обещано вложение гигантских инвестиций в «Амурсталь» и «Аркаим». И, конечно, совсем недавний пример — мегазавод метанола в Аяне.

Интересно, что все эти нашумевшие сверхпроекты ушли в никуда, а в реальности все китайские вложения в экономику края ограничиваются тихой скупкой через сеть аффилированных фирм лесных ресурсов и земель сельхозназначения. Правда, одно время бизнесмены из КНР вполне легально строили в Хабаровске жилье и даже возвели несколько крупных ЖК, но развития тренд не получил. На этом, собственно, все.

Экономист Вадим Заусаев считает: в том, что вокруг российско-китайских проектов много шума, но мало дела, есть большая вина российской стороны.

— Китайские бизнесмены не знают специфики Хабаровского края. Они во многом ориентируются на заявления наших властей. Именно отсюда возникают многие фантастические проекты. Например, если брать ЦБК в Амурске, то всем специалистам понятно — он нереализуем, поскольку в Хабаровском крае нет столько экономически доступного леса, сколько требует этот проект. Но наши власти, начиная с Виктора Ишаева, сами вели, не побоюсь этого слова, болтовню о строительстве ЦБК, чтобы создать видимость бурной деятельности. А ведь Амурский комбинат даже при советской власти не смог выйти на проектную мощность... Заведомо все это было тупиком, но китайцы же об этом не знали, ориентируясь на то, что говорят наши официальные лица. А когда они приехали, стали предметно смотреть, то поняли — леса-тонет, — сказал Вадим Заусаев, доктор экономических наук.

С остальными провалившимися проектами надо разбираться предметно, нельзя грести все под одну гребенку, говорит экономист.

— Проект зернового порта в Хабаровске был однозначно тупиком. Даже затрудняюсь сказать — кто, куда и какое зерно собирался возить. С какой стати порт, почему именно в Хабаровске? Совершенно непроработанный был проект. В теории, если смотреть «с того берега», это, может, и было окупаемо, но у нас нет таких объемов сои, чтобы это заработало. То же самое — речной вокзал, — считает доктор экономических наук.

С точки зрения экономиста, единственным китайским мегапроектом, который имел экономическую основу, был завод в Аяне, павший жертвой общественного мнения.

— Я считаю, в первую очередь во всех этих случаях есть недоработки с нашей стороны. У нас нет нормальной экономической науки, которая дает реальную картину. Объективная информация сейчас никому не нужна. Власть не думает о будущем, в перспективу не смотрит. Надо считать, а мы считать после социализма разучились. Здесь корень всех проблем, — резюмировал Вадим Заусаев.

Напомним, лесопромышленная компания RFP Group недавно заявила, что решила не строить ЦБК в нашем регионе, так как детальная проработка проекта показала, что его норма доходности будет близка к нулю. О деталях в интервью РБК рассказал глава компании Константин Лашкевич.

Иван Васильев

http://vestiregion.ru/2021/07/29/metro-xabarovsk-fuyuan-kitajskij-ekonomicheskij-ekstrim/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D