Информационное агентство «Хабаровский край сегодня», 30 ноября 2020 года.
У абитуриентов следующего года появится уникальная возможность получить престижные дипломы о высшем инженерном образовании сразу двух стран в расположенном в Хабаровске Дальневосточном государственном университете путей сообщения. Какие перспективы открываются для выпускников школ «с руками и мозгами», корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня» в эксклюзивном интервью рассказал директор Института тяги и подвижного состава ДВГУПС Андрей Стецюк.

- Андрей Евгеньевич, насколько я знаю, возглавляемое Вами подразделение является одним из старейших в университете путей сообщения. Расскажите кратко о его истории.

- В далёком 1937 году был издан приказ наркома путей сообщение с решением об открытии на Дальнем Востоке нового транспортного института. Он получил название ХабИИЖТ – Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1939 году был осуществлён первый набор. Абитуриентов набирали на такие специальности, как паровозное хозяйство, движение и грузовая работа, постройка железных дорог и путевое хозяйство. Мы являемся преемниками «паровозного» направления: сперва паровозы, потом тепловозы, электровозы, вагоны, строительные машины.

- Каких специалистов вы готовите?

- У нас в Институте ведётся подготовка по всем уровням образования: бакалавриат, магистратура, специалитет и аспирантура. Программа подготовки специалистов предусматривает 5 лет обучения. Наш институт осуществляет подготовку специалистов по двум специальностям: «Подвижной состав железных дорог» и «Наземные транспортно-технологические средства».

Первая специальность относится к категории железнодорожных и предполагает подготовку специалистов в области эксплуатации и ремонта железнодорожной техники: электровозы, тепловозы, грузовые и пассажирские вагоны. Получившие эти специальности в основном идут работать в эксплуатационные и ремонтные локомотивные и вагонные депо. В 2021 гуда выделено 90 бюджетных мест для абитуриентов, желающих связать свою жизнь с железнодорожной техникой.

За пять лет учёбы по специальности «Наземные транспортно-технологические средства» Институт готовит специалистов в области эксплуатации и ремонта подъёмно-транспортной и строительной техники и оборудования. Сформированные за время обучения компетенции, связанные с эксплуатацией и ремонтом любой строительной техники, начиная от универсальной, к которой относятся грузовые автомобили, краны и другие и заканчивая специализированной, осуществляющей строительство и ремонт железнодорожного пути, всегда позволяют выпускнику найти своё место в жизни. Востребованность таких специалистов объясняется и большим количеством бюджетных мест, которых в 2021 году выделено 40.

Также мы осуществляем подготовку бакалавров (4 года обучения) по двум направлениям: «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и «Машиностроение». Направление «Машиностроение» было открыто три года назад в вязи с большой потребностью на промышленных предприятиях, в том числе судостроительных и авиастроительных, в специалистах, обладающих компетенциями и знаниями в области современных технологий сварочного производства.

После окончания бакалавриата, есть возможность закончить магистратуру (ещё два года обучения) по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

Институт не стоит на месте. Постоянно проводится мониторинг кадровой потребности в Дальневосточном регионе, проводятся работы по открытию новых направлений подготовки бакалавров и магистров.

- А много ли студентов обучается? Какая есть база для качественной подготовки специалистов?

- В настоящее время у нас учится более 650 студентов. Это дети железнодорожников. Очень много студентов обучаются по целевым договорам с железнодорожными предприятиями, что дает целый ряд дополнительных преимуществ. Это и доплаты к стипендиям, прохождение практик на рабочих местах, гарантированное трудоустройство и другие. Возможно, многие уверены, что наш институт сугубо для юношей, так как обучаем специальностям, где требуется не только светлый ум, но и «золотые руки». Однако около 100 наших студентов – девушки. И нужно отметить, что они очень успешно обучаются и многие завершают обучение с красным дипломом.

А, говоря об учебной и лабораторной базе, следует отметить, что она у нас очень обширная. Наш Институт в целом по университету является лидером по количеству лабораторий. Всего в Институте для организации учебного и научного процессов функционирует 39 лабораторий. Плюс к этому у нас имеется три вычислительных зала, оснащенные современной вычислительной техникой. Ещё есть учебные мастерские, которые включают в себя пять технологических участков: механической и слесарной обработки материалов, ручной сварки и автоматических сварочных систем. Пятый участок задействован в научных исследованиях, в которых участвуют как преподаватели, так и студенты.

- А о каких научных исследованиях идёт речь?

- В институте функционирует несколько направлений научных исследований. Это и разработка новых сварочных и наплавочных материалов с использованием дальневосточного минерального сырья. И разработки, связанные с совершенствованием конструкции подвижного состава, разработкой новых схемных решений, позволяющих повысить эффективность использования железнодорожной техники, разработкой новых технологий ремонта и испытания локомотивов и другие.

- Насколько известно, инженеры в современном мире крайне востребованы. Есть ли возможность у ваших выпускников сделать международную карьеру?

- В ДВГУПС реализуется целый ряд международных программ и проектов. Наш Институт в этом активно участвует. Можно выделить несколько направлений работы в этой области. Во-первых, наши преподаватели участвуют в академическом обмене с вузами-партнёрами Китая. Во-вторых, наш институт принимает участие в реализации совместной с Даляньским транспортным университетом (КНР) программе подготовки бакалавров по направлениям «Машиностроение» и «Наземные транспортно-технологические комплексы», которая предполагает подготовку бакалавров с двумя дипломами (китайским и российским). Причем набор на данную программу осуществляется как с китайской стороны, так и с российской. И в этом году первые 28 студентов из КНР были зачислены на первый курс. В приёмную кампанию 2021 года мы планируем набрать группу и с российской стороны. Ведение занятий осуществляется совместно как преподавателями нашего университета, так и Даляньского.

- Только ли с Китаем развивается международное сотрудничество вашего Института?

- Сотрудничеством с Китаем участие нашего Института в международных программах не ограничивается. Третьим направлением такого сотрудничества является участие в реализации гранта Европейского союза, выделенный некоммерческой программе Европейского союза по обмену студентами и преподавателями (ERASMUS) для создания и реализации совместной программы магистратуры в области высокоскоростных железных дорог «Экономика, экология и инфраструктура на скоростных железных дорогах». Помимо Дрезденского технического университета (Германия), являющегося организатором, в программе участвуют университеты из Испании, Польши и России. ДВГУПС единственный университет на Дальнем Востоке, который принимает участие в этой программе. От университета в реализации программы участвуют два направления подготовки магистров нашего института «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и «Наземные транспортно-технологические комплексы». У ребят, обучающихся на данных направлениях, имеется уникальная возможность получить два магистерских диплома, первый нашего университета, а второй – европейского образца.

И это ещё не всё. В этом году Институт намерен принять активное участие в работеРоссийско-Кыргызского консорциума технических университетов, участниками которого являются 33 российских университета, в том числе и ДВУГПС и 9 университетов из Кыргызской Республики. Направлениями работы консорциума являются участие в международных научных конференциях, в том числе студенческих, академические обмены, участие в совместных образовательных программах с получением двух дипломов и другие.

В заключении хочется отметить, в Институт тяги и подвижного состава обладает всеми необходимыми ресурсами для получения качественного современного образования и формирования индивидуальной образовательной траектории.

Кстати

Как уже сообщало агентство, в следующем учебном году в ДВГУПС меняются правила приёма абитуриентов. Если раньше для поступления на технические специальности помимо результатов обязательных математики и русского языка требовалась ещё и физика, то сейчас примут документы по третьему экзамену на выбор между информатикой, физикой или химией.

https://todaykhv.ru/news/society/30992/