ИА «Хабаровский край сегодня», 13 ноября 2019 года.
Один из актуальных для Хабаровска вопросов обсудили в Дальневосточном государственном университете путей сообщения во время семинара-совещания представителей вузов-партнеров по грантовой программе ERASMUS. Это – внедрение в краевой столице и ее пригородах легкого рельсового транспорта, в том числе и с учетом конвертации подъездных путей промышленных предприятий, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Определенные президентом и правительством России стратегические векторы развития ДФО, ставят задачи интенсивного развития промышленности на «Территориях опережающего экономического развития». В том числе, сегодня важно радикально повысить мобильность населения, решить задачи быстрого и комфортного перемещения пассажиров внутри городов и районов Дальнего Востока.
На семинаре-совещании в ДВГУПС заведующий кафедрой «Транспорт железных дорог» ДВГУПС Артем Пляскин отметил, что легкий рельсовый транспорт (LRT – Light Rail Transit) интересен для больших городов. Этот вид транспорта может кардинально изменить внутреннюю городскую и пригородную логистику, станет более доступным для населения.
Для решения этих задач может рассматриваться и постройка новых линий, и использование уже проложенных рельсовых коммуникаций (в том числе конвертация промышленных, подъездных путей). Развитие городского рельсового транспорта может кардинально изменить внутригородскую логистику с выходом за пределы города.
В этих условиях требуется специализированный транспорт (рельсовые автобусы, скоростные трамваи, двух- или трехвагонные поезда, в том числе с мультисистемным питанием).
Декан Транспортно-энергетического факультета Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева (г. Нур-Султан, Казахстан) Тыныс Сулейманов привел пример идеи строительства дороги для легкого рельсового транспорта от аэропорта до железнодорожного вокзала в Нур-Султане. Ее протяженность – 28 км. Но экономические расчеты показали, что эта дорога не будет так заполнена пассажирами, чтобы быть окупаемой. Идею строительства пока отложили.
Зав. кафедрой «Организация перевозок и безопасность на транспорте» ДВГУПС Татьяна Каликина согласилась, что эффективность внедрения легкого рельсового транспорта напрямую зависит от пассажирского потока.
– Вот, посмотрите, – обратила внимание Татьяна Николаевна, – аэроэкспрессы в аэропорты Москвы ходят каждые полчаса, и они всегда заполнены. Аэроэкспресс из Владивостокского аэропорта «Кневичи» в центр приморской столицы ходит несколько раз в день и всегда полупустой: нет того потока пассажиров! Нужен совершенно другой подход в организации легкого рельсового транспорта в городах, где население около 500 тысяч человек.
Артем Пляскин, доказывая необходимость легкого рельсового транспорта в Хабаровске, привел такой пример:
– Городская зона Хабаровска сегодня составляет 30 км. С пригородами – 60 км. Еще 50 км можно прибавить поселков и деревень, откуда люди приезжают в Хабаровск на работу. Итого – почти 140 км! Этого расстояния вполне достаточно для организации перевозок людей на легком рельсовом транспорте, пусть, для начала, хотя бы в утреннее и вечернее время. И обязательно при этом задействовать заброшенные сегодня железнодорожные подъездные пути неработающих заводов и фабрик.
Ученый из Дрезденского технического университета Ульрих Мачек рассказал об опыте своего родного Дрездена:
– В 60-е годы мы хотели строить метро. Но сделали расчеты и поняли, что метро эффективно и окупаемо только в городе с населением не менее 1 миллиона жителей. Сделали упор на развитии трамваев. Под них сделали отдельные выделенные линии. И трамваи решили проблему перемещения жителей. Чем не пример для внедрения легкого рельсового транспорта? Наши трамваи развивают максимальную скорость до 70 км/ч и этого вполне достаточно для города.
Старший преподаватель кафедры «Транспорт железных дорог» ДВГУПС Максим Кейно согласился, что перемещение людей из пригорода, где они живут, в центр города, перспективно для применения систем легкого рельсового транспорта. У такого подвижного состава небольшие нагрузки на рельсы, на дорожное полотно, он активно используется за границей в городах с населением около 300 тысяч человек, и этот опыт нам надо перенимать.