Интернет издание HLEB, 5 мая 2019 года.
В четверг, выступил второй участник проекта «Триады» «Свободная сцена» — студенческий театр ДВГУПС «Без вывески». Актёры-любители впервые показали на профессиональной площадке постановку «Мой дед» по пьесе «Лёха» Юлии Поспеловой. HLEB поговорил с руководителем студии Романом Кимом о том, почему «Без вывески» известнее других университетских театров и «Свободная сцена» — это не трамплин на профессиональный уровень.
— Почему театр-студия «Без вывески»?
Это забавная история. В 2008 году я пришёл в ДВГУПС на практику. Захожу в актовый зал, спрашиваю ребят, где у них театралка, они мне показывают на дверь. Тогда я говорю: «А что, вывески нет? Ну хорошо, тогда будет театр “Без вывески”».
— То есть вы там работаете уже 11 лет. Почему вам нравится ставить спектакли со студентами?
Мне это даёт какой-то заряд, работать с молодёжью — это круто. У меня две работы, и вторая не очень интересная, а вот студия — это для души, ради денег точно сюда идти не стоит. Мы вообще автономный театр, нам ничего не нужно. Любые декорации создаём сами: сделали платформу из досок, поставили, ковёр принесли — всё, работаем. В принципе, себестоимость нашего спектакля стремится к нулю. Это и хорошо — мы ни от кого не зависим.
— Есть и другие студенческие театры, но вы берёте Гран-при региональной «Студвесны» и о вас многие знают. Чем «Без вывески» отличается от остальных?
Да нет, наверное, никакой особенности. Мы просто делаем спектакли, у нас нет желания как-то выбиться. Все пытаются сделать что-то уникальное — в этом их похожесть. А мы просто стараемся делать это честно, не гоняясь за формой, а идя за содержанием. К тому же мы стараемся брать очень современные пьесы, чтобы было интересно. И так как мы не зарабатываем на этом денег — мы не ограничены авторскими правами, как другие театры. Сегодня, конечно, люди покупали билеты на наш спектакль, но нам разрешили, потому что мы специально сделали свои вставки и от первоисточника по итогу осталась треть.
— У коллектива есть какой-то «костяк» или ребята постоянно меняются?
Вот особенность студенческого театра — в нём занимаются учащиеся, они выпускаются и уходят, приходят новые. Но есть ребята, которые с нами ещё с первых составов. Например, Рома, который сегодня играл деда, уже пять лет как пришёл и работает. Но именно на спектакль в «Триаде» мы позвали ребят разных лет, сегодня выступали и те, кто уже отучился, многие вообще мои ровесники, может, на год младше.
На самом деле, мало людей идут в театральные студии. Вокал, хореография — они не то чтобы проще, но, во-первых, более понятные, а во-вторых, ты выучил песню и выступил, а спектакль надо тянуть на протяжении часа. Да и мало кто готов прийти и три месяца действительно работать.
— Каково это для студенческого театра — выступать в «Триаде»?
Конечно, это было более ответственно, но я всё равно каждый спектакль ставлю как последний. Я сегодня как волчок вертелся в конце зала, меня просили быть потише, а я не могу — болею за спектакль, как за ребёнка. Мы работаем не для галочки, а чтобы потом стыдно не было. Но вот сегодня местами было стыдно. Немного не дотянули, могли бы лучше. Если всё хорошо, то ты выходишь после спектакля и понимаешь, что эти три месяца потратил не зря. Ведь по большому счёту ты существуешь час.
— «Свободная сцена» — новый формат для города. Что даёт проект местному театру?
«Свободная сцена» не может что-то дать профессиональному театру, у них больше знаний и умений. Любители выходят на сцену один раз и поэтому делают это очень хорошо. А когда спектакль идёт 20 лет — вот тогда берёт профессионализм. Здорово, что есть возможность прийти в театр и посмотреть что-то другое, такой фестиваль должен быть стопроцентно: чтобы раз или два показать любителей на такой вот камерной площадке. Но тут не та история, чтобы подняться на одну ступеньку с профессионалами. Это про любительскую тусовку и её развитие в городе.