Информационное агентство «Хабаровский край сегодня», 30 августа 2018 года.
Леонид Дорофеев – легенда хабаровской тележурналистики в свои почти 75 лет на рабочем посту. Вот уж кому повезло стать счастливым в профессии! Секретный ракетный полигон, БАМ от первого до последнего стыка - все это удалось повидать ему на своем веку. Чего стоит одна только история с исчезнувшей фотографией Ким Чен Ира…
Совершенно секретно
Леонид Дорофеев родился в селе Константиновка Амурской области, но затем семья перебралась в Хабаровск. Здесь он заканчивал школу и нашёл свою мечту, которую позже удалось воплотить в жизнь. В местном доме пионеров школьник Лёня записался в фотокружок. В этом же кружке впервые взял в руки кинокамеру. Снимали тогда на плёнку, которую подобно фото нужно было проявлять. Мир кино буквально покорил школьника.
Жизнь, правда, расставила свои акценты. В старших классах пришлось устроиться разнорабочим на хабаровский судостроительный завод. Поворотом судьбы стала служба в армии.
- В военкомате меня спросили о моих увлечениях. Рассказал им про фотокружок и о том, что обучен киносъемке, - вспоминает Леонид Дорофеев. – Меня определили служить на Камчатку, в засекреченную часть ракетных войск. В мои обязанности входило проводить фото- и киносъёмку конечной стадии пуска, делать замеры на месте попадания в цель.
Отрабатывали там как боевые старты, так и спуски космических аппаратов, стартовавших с Байконура с Иван Ивановичами на борту. Так в шутку называли манекены, на которых отрабатывали возможности возвращения на Землю космонавтов.
- Камчатка мне подарила незабываемые кадры, которые храню до сих пор, - рассказывает Леонид Иванович. – Вышел как-то утром из казармы на зарядку ранним утром и вижу, что расположенный поблизости вулкан Шевелуч просыпается. Назад в казарму, в тумбочке у меня фотоаппарат лежал. Забрался с ним на крышу, штатив некогда было искать, упёрся о перила и давай щёлкать!
Вскоре звонок от начальника штаба из Петропавловска-Камчатского: снимал ли кто извержение? Следом указание, никому ничего не показывать до особого распоряжения.
- Приехали корреспонденты из «Камчатской правды» и «Комсомолки». Интервью у меня взяли. И первые мои кадры были опубликованы в прессе.
Особо важные съёмки
После демобилизации Леонид вернулся на Хабаровский судостроительный завод. Только понимал: занимается не своим делом. Уволился и пошёл устраиваться на Дальневосточную студию кинохроники. «Возьмите хоть дворником!», - просил. В ответ: «Вакансий нет!» Опыт фотокружка в доме пионеров работодателя не впечатлил, а о службе в секретной лаборатории ракетных войск распространяться было нельзя.
Устроился дембель в дом быта разъездным фотографом. Ездил по квартирам заказчиков. Вскоре появилась возможность попасть на стремительно набиравшее популярность на рубеже 60-70-х годов телевидение. Правда, для этого пришлось переехать в Комсомольск. Взяли на местную телестудию осветителем. Дослужился до ассистента кинооператора.
Поступил на заочку на историко-правовой факультет Дальневосточного госуниверситета во Владивостоке. Но не доучился. Появилась жена, ребёнок, да и на кинохронике заметили перспективного молодого оператора из Комсомольска. Пригласили на работу.
- Дальневосточная студия кинохроники – это постоянные командировки: Николаевск, опять же моя любимая Камчатка, Сахалин. Из поездок не вылезал, - отметил Леонид Иванович. – Жена ругаться начала. Сын растёт, а тебя дома постоянно нет!
Тут поступило предложение перейти на работу на Хабаровскую студию телевидения. Вроде поспокойнее график. На ТВ кинооператора заметили. Вскоре доверили – особо важные съёмки. Так на жаргоне телевизионщиков называли приезды важных чинов и первых лиц в Хабаровск.
Чаушеску снимал, когда он приезжал в Хабаровск. Он долгие годы был лидером социалистической Румынии, пока народ не сверг его в конце 80-х, а он вместе с женой были казнены. Приезд в наш край лидеров Вьетнама, Венгрии освещал. Понятное дело, перед такими съёмками очень серьёзные согласования проходили через КГБ
– Очень запомнилось, как в начале апреля 1978 года поездом из Москвы приехал Брежнев. В Хабаровске вышел из вагона. Жара стояла за 30! Он тогда пиджак снял и говорит: да у вас, как в Сочи! А на следующий день поехали в Комсомольск-на-Амуре. Приезжаем, а там снег! Там генсек признал, что не зря комсомольчанам северные надбавки платят. А будь и там жара, может и отменили бы эти выплаты, - говорит Леонид Иванович.
Уже потом через объектив телекамеры Леонид Дорофеев следил за поездками по краю других лидеров: Горбачёв, Ельцин. Но на память в личном архиве осталась фотография именно с Брежневым. Кто-то из коллег-фотографов снял его за работой с первым лицом и подарил эту карточку.
Загадка Ким Чен Ира
Была в коллекции Леонида Дорофеева фотография, где его запечатлели с камерой рядом со вторым вождём Северной Кореи. В августе 2001 года Ким Чен Ир побывал в Хабаровске с официальным визитом.
- Тот снимок сыграл любопытную роль в моей работе. Уже после завершения визита Ким Чен Ира нашу съёмочную группу отправили в командировку в КНДР. Я зачем-то взял ту фотографию, где я рядом с лидером их страны, с собой. Так она мне, как настоящий пропуск везде и всюду служила. С особым почтением ко мне относились, - рассказывает телеоператор.
Правда, после возвращения из Северной Кореи на фотографии появились какие-то странные пятна. В своей фотоархив Леонид Иванович не заглядывал очень долго. А когда хватился, стал искать тот самый снимок с Ким Чен Иром, найти не получилось. Он словно растворился.
Когда плёнка на морозе трескалась
Хотя снимать «паркет» (так у телевизионщиков называют официальные мероприятия с участием первых лиц) Леониду Ивановичу приходилось довольно часто, но самые ценные кадры всё-таки «в полях». Истории простых людей, рыбаков в море, шахтёров в штольнях Чегдомына. Красной нитью по карьере телеоператора прошёл БАМ. Связанные с этой великой стройкой события Леонид Дорофеев видел через камеру от первого вбитого костыля до финальной стыковки магистрали в Тынде.
- Стройку эту снимали в любую погоду. Бывало, когда зимой за минус сорок, плёнка лопалась от мороза, аккумуляторы замерзали, - вспоминает Леонид Иванович.
Уже на пенсии, от любимой работы отказаться не смог. Купил свою камеру, компьютер, научился самостоятельно монтировать. Уже много лет Леонид Дорофеев работает фотографом в ДВГУПС. Говорит, готов не выпускать камеру из рук сутками.
- Я нисколько ни жалею о том, какой жизненный путь выбрал. Сбылась же моя детская мечта! – говорит Леонид Дорофеев. – Через свою камеру, сквозь объектив столько судеб людских прошло. Любой позавидует!
Творческим путём отца пошёл и сын Леонида Ивановича Павел Дорофеев. Сейчас он работает над телевизионными проектами в Юго-Восточной Азии. А значит родилась новая профессиональная династия. Этим Леонид Иванович очень гордится.
https://todaykhv.ru/news/society/15326/