Сайт телекомпании АСТВ (г. Южно-Сахалинск), 6 июня 2018 года.
В Южно-Сахалинске продолжается международный геотехнический симпозиум. Ведущие ученые со всего азиатского региона собираются уже в 6-й раз. До этого форум гостил в Китае, Южной Корее, Японии и других странах. Сейчас специалистам интересна Россия –  отчасти благодаря сахалинскому мосту, «стройке века», которая не может начаться десятилетиями. Но мосту на материк вовсе не обязательно существовать, чтобы будоражить научные умы.

Для ученых разговор о мосте, или же тоннеле, с Сахалина на материк давно не нов.  Узкие аспекты возможного строительства становятся темой докладов, исследований и публикаций как минимум десятилетие. Изучают особенные сахалинские климатические условия, грунт на дне пролива, розу ветров, образование льда, метели. Есть предложение построить и небольшую, пробную секцию моста, увешанную разномастными датчиками для исследований – на благо мировой науке. Даже первые советские изыскания по тоннелю не канули в лету.

Сергей Кудрявцев, доктор технических наук, профессор Дальневосточного государственного университета путей сообщения:

- Проектировщики сегодня докладывали: изыскания делал Мосгипротранс еще в 1951 году. Сейчас взяли ту архивную геологию, перепроверили – она дала те же самые результаты, те наработки ученых, проектировщиков 1951 года используются. На них уже наложены новые исследования, новые знания и новые технологии

Впрочем, сегодня международный симпозиум куда более ориентирован на практику. Возможная «стройка века» на Сахалине – это много работы и много денег. Поэтому проектные организации активно говорят о своих сильных сторонах. Один из главных споров среди специалистов – мост или тоннель. Все приводят разные аргументы, которые не остаются без внимания. В РЖД уже вложились в научные изыскания, предусмотрен 1 миллиард рублей. Эта сумма включает и геологические изыскания, и технико-экономические обоснования разных подходов.

Недостаток моста – движение по нему будет зависеть от погоды. В шторм проезд будет невозможен. И сам по себе он, вероятно, выйдет дороже. Сваи должны стоять на устойчивом грунте. Много говорят об опыте строительства Крымского моста, но в Керченском заливе уровень воды 5 – 8 метров, а здесь – до 25 – 30 метров, плюс столько же слабого грунта.

Тоннель сам по себе может быть дешевле, но требуется более обширная инфраструктура. По требованиям безопасности обойтись только железной дорогой, без автомобильных полос, не удастся. Также тоннелю нужно автономное энергоснабжение. Опять же, под землей из железнодорожного транспорта можно пустить только электровозы. Но, опять же, соседи в Хонсю и Хоккайдо для себя выбирали тоннели.

На форуме выступил и заместитель главного инженера Дальневосточной железной дороги Сергей Дрокин. Он сообщил – раньше 2021 года стройка не начнется, а исчерпывающие изыскания завершатся к началу 2019-го. И сам факт того, что к ним приступили, не гарантирует строительства. На их основе правительству России предстоит принять окончательное решение.

https://astv.ru/news/politics/2018-07-06-geotehniki-pri-obsuzhdenii-mosta-na-sahalin-vnov-sklonyayutsya-k-variantu-s-tonnelem/