Информационное агентство «Хабаровский край сегодня», 8 октября 2018 года.
8 февраля отмечается День российской науки. Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» поговорил с главой министерства образования и науки Хабаровского края Аллой Кузнецовой о том, «утекают» ли «научные мозги» заграницу, сколько тратится средств на разработки молодых ученых и какие еще меры поддержки научных кадров реализуются в крае.
«Обратное движение» не предвидится
- Алла Геннадьевна, понятие «утечка мозгов» актуально ли в настоящее время?
- Раньше ученые «смотрели за границу» потому, что там были более привлекательные условия. Например, выделялись большие по размеру гранты, предоставлялась возможность проводить исследования на уникальном оборудовании. Теперь же ситуация изменилась. Утвержденная в 2016 году Указом Президента Стратегия научно-технологического развития страны, учитывает усиление роли признания заслуг исследователей, развитие современной системы научно-технического творчества детей и молодежи.
Так, в 2017 году расходы только краевого бюджета на данные направления составили 12,5 млн рублей. Это именные стипендии, премии и гранты. Среди поддержанных проектов исследования, связанные с изучением наноструктур, свойств акустических и магнитных волн, синтезированием новых материалов, гидрологических процессов, лечением глазных болезней и другие.
Появляются ли новые научные базы и центры?
- Создание условий для проведения исследований – это один из приоритетов сегодняшнего дня. Появляются лаборатории с современным оборудованием, интеллектуальные центры доступа к национальным и международным информационным ресурсам, малые инновационные предприятия при университетах.
Например, недавно открытые центр инжиниринга и центр робототехники при Комсомольском государственном университете, лаборатория современных транспортных систем и технологий в Дальневосточном университете путей сообщения, многофункциональный интеллектуальный центр и Федеральный центр по подготовке и повышению квалификации инструкторов вождения при Тихоокеанском государственном университете.
- Почему большинство центров строятся на базе вузов?
- Сегодня начинает реализовываться третья концепция модели вузов. Первой моделью было «вуз как место, где дают прочные знания, готовят к профессии». Лет 7-8 простой пересказ уже накопленных знаний отошел на второй план, стала поддерживаться вузовская наука, появились различные гранты, специальные программы –это модель 2.0.
Сейчас университеты постепенно переходят к системе 3.0, то есть вузы, как центры социально-экономического развития регионов. Это самая актуальная модель университета в мире – получили новые знания, создали тут же стартап по его капитализации и начали зарабатывать на этом деньги для дальнейшего развития вуза.
Но главное – инновационные предприятия, выросшие из стартапа, обеспечивают экономическое и социальное развитие региона. Такая модель позволяет сократить путь от открытия до производства в несколько раз.
Юные гении и будущие инженеры
- Находят ли разработки молодых ученых применение в жизни?
- Конечно, таких примеров уже немало. Например, студенты Комсомольского-на-Амуре государственного университета создали устройство, которое позволяет использовать кондиционер зимой даже при больших минусовых температурах. Эта небольшая конструкция присоединяется к блоку, благодаря чему диапазон рабочей температуры расширяется.
Или же устройство, изобретенное молодыми учеными ТОГУ, позволяет изучать состояние асфальта методами неразрушающего контроля без извлечения элементов дорожного полотна. Эту же разработку можно применять и при возведении домов для замера фундамента зданий. Исследовательские работы тоже находят применение.
Студенты помогают решать многие практические задачи, например, оптимизация движения в час пик. Интересные предложения, часть из которых уже применены. Так, молодые ученые способствовали изменению временных интервалов смены сигналов светофора и появлению новых таких объектов на трудных участках дорог.
Но наукой занимаются не только студенты, особое внимание уделено детям…
- Помимо того, что на территории края много лет развивается научное общество школьников, с каждым годом появляются все новые центры по типу «Квантроиума» в Комсомольске-на-Амуре.
Кстати, такое учреждение в скором будущем создадим и в Хабаровске.
Приступаем также к созданию центра сопровождения одаренных детей, для этого необходимо лишь подписать соглашение с Образовательным центром «Сириус», который поможет нам с подготовкой кадров. В этом году начали развивать проект «250 будущих инженеров», это чем-то напоминает программу по целевой поддержке, но формат поменяется. Ведь мы хотим не просто решать вопрос по закрытию кадровой проблемы, а еще и сделать так, чтобы перспективные люди не уезжали из края.
Так, уже с раннего возраста будем помогать талантливым детям найти своего наставника, который поможет ребенку получить практические навыки. При этом само предприятие может вложиться и финансово для участия юного инженера во всякого рода конкурсах. Планировали в марте провести открытое событие - подписание таких долгосрочных договоров. Сейчас уже есть крупные инвесторы, готовые постепенно развивать софт-навыки ребенка, обеспечив ему последующее трудоустройство.
- Как бы в целом охарактеризовали науку в крае? Больше ли людей стало интересоваться этой сферой?
- Не могу сказать, что количество ученых кадров уменьшилось или, напротив, увеличилось. Скорее сама работа стала намного продуктивнее. И если раньше исследовательские работы были по большей части гуманитарные, то сейчас на 50% больше аспирантов идут в технические специальности, где и разрабатывают новые технологические решения.
На сегодняшний день главная наша стратегия – это оказание поддержки вузовской науке, как инструменту развития региона в целом. Ведь развитие высокотехнологичных производств невозможно без проведения фундаментальных исследований.