Информационный портал DVhab.ru, 15 января 2018 года.
В связи с вводом в эксплуатацию 25 станций московского метрополитена столичные власти объявили 2018-й годом метро. Редакция DVhab.ru поинтересовалась у эксперта и хабаровчан, нужно ли метро краевой столице и есть ли возможность его строительства.

Мало, кто знает, что в 1980-е годы идея строительства метрополитена в Хабаровске уже обсуждалась. Более того, было даже сделано технико-экономическое обоснование. Во времена СССР подземные тоннели для поездов строились в городах-миллионниках. Так, в 1985 году была запущена подземная рельсовая транспортная система в Новосибирске – самом ближайшем от нас городе, где есть метро. Население Хабаровска к 1989-му приближалось к миллиону, но перестройка внесла свои коррективы – к строительству метрополитена в краевом центре так и не приступили.

Хабаровчане, проживающие на окраине города, а работающие, к примеру, в центре или вовсе на другом конце Хабаровска полагают, что наличие подземного сообщения в краевой столице значительно облегчило бы жизнь работающих горожан.

— Метро – это моя мечта, — признается Анастасия Оношко, жительница поселка Красная Речка, работающая в Северном микрорайоне Хабаровска. – У меня нет автомобиля, приходится добираться до офиса с тремя пересадками, поэтому еду по утрам до двух с половиной часов. Вечером бывает чуть быстрее, но все равно. Я по работе езжу в Москву и всегда отмечаю удобство метро, скорость. Если бы наш (довольно большой город) располагал транспортом под землей, было бы замечательно.

Хабаровчанин Роман Костяев тоже живет далеко от работы, дорога до офиса занимает у него немало времени, несмотря на то, что добирается Роман на авто. Однако за метро молодой человек не ратует.

— Многие считают, что метро решило бы проблему пробок в городе. Но если посмотреть на опыт тех же Москвы или Питера, очевидно, что подземные поезда – не панацея. И главный город страны, и Северная столица стоят колом в часы пик в то время, как под землей снуют скоростные вагоны. Я думаю, что это вопрос менталитета. Все-таки метро – это эконом-класс, а люди, привыкшие к комфорту, предпочтут постоять в пробке, но сидя в уютной машине. И это не глупый довод, это факт. Я подобное слышал не от одного человека, — сказал Роман.

Рассуждать о нужности или ненужности метрополитена в городе можно долго, но если предположить гипотетически, что подземные пути решат-таки проложить… Насколько это возможно? Доцент ДВГУПС, кандидат геолого-минералогических наук Дмитрий Малеев говорит, что такое возможно, но нецелесообразно по ряду причин.

— Существует два типа заложения метро: мелкое и глубокое. Метро – это тоннели. Если говорить о мелком заложении (как, например, лондонский метрополитен), в этом случае просто выкапываются тоннели, сверху перекрываются и по ним ходят поезда. В Хабаровске такой тип застройки практически невозможен, потому что центр города весь застроен, проложены коммуникации. Поэтому если когда-то дойдет до реальных планов, хабаровское метро будут строить глубоким заложением – бить тоннели в камне породы, которая находится в основании города, — объясняет Дмитрий Малеев. – В центре краевой столицы преобладает скальная порода, работать с которой очень трудно из-за ее плотности. Представляете, какие капиталовложения требуются, чтобы строить метро? Я считаю, что на данный момент Хабаровск вполне может обойтись без такого вида транспортного сообщения. Нам нужно развивать наземную логистику, сеть дорог.

Население городов, в которых метрополитен функционирует десятки лет, относятся к этому виду транспорта спокойно, так же, как мы, к троллейбусам и автобусам. Но, если метро начнут строить в Хабаровске сейчас, когда город разросся, стал современным, — это будет стрессом для самих горожан, особенно для старшего поколения.

Психолог Татьяна Колчанюк констатирует: если под дальневосточным центром начнут двигаться подземные поезда, это спровоцирует возникновение метрофобии у людей.

— Людей, которые боятся темноты, замкнутого пространства, шума, давки и толпы, — много. Представьте себе, что в городе, разменявшем вторую сотню лет, появляется подземный транспорт. Люди, которым за сорок лет, будут сторониться его и осторожничать. Относительно спокойно в метро будет спускаться молодежь – она более рисковая, бесстрашная, в ней еще живо любопытство. А зрелое население, как я полагаю, либо долго будет привыкать к такому, с одной стороны, комфорту, либо вообще останутся верны автобусам и трамваям, — говорит Татьяна Колчанюк, психолог.

Напомним, в России лишь в семи городах курсирует подземный транспорт: в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре и Екатеринбурге. Самая большая сеть, конечно, в московском метро.

Вера Чеботарёва

https://www.dvnovosti.ru/khab/2018/01/15/77327/