Мы выбираем

Газета «Дальневосточная магистраль», №42 – 28 октября 2016 года.
Почему современные выпускники школ не хотят становиться инженерами.
Для школьников каникулы – время отдыха, для взрослых – это время активной профориентационной работы. У одиннадцатиклассников на каникулах наконец-то появляется время на то, чтобы посмотреть, какой может быть их будущая профессия. Кроме того, осень – время выбора ЕГЭ. Сделать его не так просто. Школьники сегодня стоят перед выбором: рискнуть и стать инженером или пойти лёгким путем, получив гуманитарную специальность.

– Они, может быть, и хотят стать инженерами, но не выбирают нужные экзамены. Современные школьники не против технических специальностей, потому что в СМИ сегодня очень много говорят об инженерной деятельности, рассказывают об интересных новых направлениях. Ребята понимают, что обучение в технических вузах даёт большую пер¬спективу трудоустройства, карьерного роста и, конечно же, неплохой заработок, – говорит декан факультета довузовской подготовки ДВГУПСа Наталья Дейнекина. – Доход и социальное положение – это немаловажно на сегодняшний день. Они не боятся инженерных специальностей. Наши дети боятся сдавать физику. Они понимают, чтобы пойти на такую специальность, им нужно сдавать этот предмет.

На практике происходит так: в приёмную комиссию Дальневосточного государственного университета путей сообщения приходит будущий абитуриент с родителями. Узнаёт, по каким программам можно учиться, какие дисциплины входят в тот или иной курс. Нефтегазовое дело – интересно. Логистика – очень интересно. Дальше следует главный вопрос: какие нужно выбрать экзамены, чтобы поступить на эти специальности? Ответ сразу ставит крест на будущем инженере: физика.

– Почему идут в экономику и юриспруденцию? Потому что в школе для сдачи ЕГЭ можно выбрать более лёгкий предмет – обществознание. Если бы не боялись сдавать физику, не было бы такой проблемы с набором на технические направления, – объясняет Наталья Дейнекина. – Прежде всего этот страх связан с уровнем образования. Все мы знаем, что в школах дефицит хороших учителей физики и химии. Вот в чём главная проблема.

В 1990-е годы и в начале 2000-х профессия педагога была не самой престижной, малооплачиваемой. Выпускники старались выбрать экономические и социально-гумманитарные направления. Главный критерий для абитуриентов тогда и сегодня – это уровень жизни и социальное положение представителей профессии. Если ребёнок боится и выбирает гуманитарное направление, физика с четырёх часов в неделю сокращается до двух. О дальнейшей инженерной карьере не стоит и мечтать.

В 11 классе он уже хочет стать инженером, но не может. Если у родителей есть деньги, они нанимают репетиторов, чтобы хоть как-то исправить ситуацию и исполнить мечту ребёнка. Пример таких попыток компенсировать провалы в системе образования – дополнительные курсы подготовки к ЕГЭ при ДВГУПСе. Университет оказывает помощь старшеклассникам при подготовке к ЕГЭ по физике и математике, организуя вечерние курсы, различные бесплатные занятия и мастер-классы по подготовке к экзаменам. Потребность в таких знаниях у школьников сегодня есть. И численность групп по обществознанию в разы меньше, чем по дисциплинам математического блока.

Пока такие курсы и профильные олимпиады остаются самой эффективной профориентацией. Они дают не информацию, а уверенность в своих силах получить профессию, которой хочешь посвятить свою жизнь.

Екатерина Крюкова