Вехи истории

За долгие своего годы становления и развития один из старейших региональных вузов,  основанный с целью подготовки инженерно-технических кадров для железных дорог Дальнего Востока и Сибири, - Дальневосточный государственный университет путей сообщения прошел путь  от скромного ведомственного учебного заведения до крупного учебно-научного центра. Своё предстоящее 70-летие вуз встречает в роли ведущего технического вуза Дальневосточного региона. Он по-праву занимает лидирующие позиции среди технических университетов страны в рейтинге Министерства образования и науки России.

Институт инженеров железнодорожного транспорта в Хабаровске основан приказом НКПС № 232/Ц от 8 сентября 1937 г., изданном в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 августа 1937 г. В нём, в частности, говорилось: «В целях  подготовки постоянных инженерно-технических кадров для дорог Дальнего Востока, особенно для молодёжи коренного населения Дальнего Востока,  организовать в Хабаровске институт инженеров железнодорожного транспорта по специальностям: движение и грузовая работа; паровозное хозяйство; постройка железных дорог и путевое хозяйство с общим контингентом студентов 1500 человек.

Приступить к подготовительным работам по строительству института в городе Хабаровске с 1 октября 1937 года с тем, чтобы к 1 сентября 1939 года обеспечить начало занятий 1 курса с приёмом 300 человек. Полное окончание строительства установить 1 сентября 1940 года...»

1 сентября 1939 г. начались учебные занятия. Преподаватели 3-х факультетов: механического, ЭЖД и СЖД - обучали 106 студентов. Из-за отсутствия своего помещения студентов направили в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. Второй учебный год начался в сентябре 1940 г. уже в своём помещении (обучалось 310 студентов 1-го и 2-го курсов).

По итогам 1940-1941 учебного года ХабИИЖТУ присуждено 3 место среди транспортных вузов страны по итогам социалистического соревнования.

За 1941-1943 г., первые три года Великой Отечественной войны, в действующую армию по мобилизации и добровольно ушли 177 студентов, рабочих и служащих института. К ноябрю 1942 г. на курсах и в кружках Осоавиахима в ХабИИЖТе было подготовлено 85 пулемётчиков, 84 автоматчика, 50 снайперов, 58 медицинских сестёр.

За первые пять лет существования вуза было создано 9 лабораторий и 14 кабинетов. Необходимым оборудованием они оснащались  с помощью предприятий и служб Дальневосточной железной дороги. Общая стоимость учебно-лабораторной базы в ценах того времени составила 800 тыс. рублей.

В марте 1942 г. образовано вечернее отделение с подготовкой инженеров по профилю института.

К 1944 г. институт насчитывал на трёх дневных факультетах: строительном, механическом, движения и грузовой работы - свыше 1000 студентов и около 75 человек профессорско-преподавательского состава.
29 июля 1944 г. состоялся первый выпуск: 84 инженера по ведущим специальностям - строительству железных дорог, паровозам и паровозному хозяйству, движению и грузовой работе. 16 из них получили дипломы с отличием. В честь первого выпуска инженеров 15 преподавателей были удостоены знака «Почётному железнодорожнику».

На 1 сентября 1945 г., года окончания Второй мировой войны, контингент студентов ХабИИЖТа составлял 1186 человек, преподавателей - 74 человека, в том числе 2 доктора и 21 кандидат наук.

В ноябре 1949 г. состоялась первая научно-практическая конференция с участием работников Дальневосточного округа железных дорог по внедрению разработанной в институте технической ступенчатой маршрутизации.

В сентябре 1954 г. вечернее отделение преобразовано в факультет с подготовкой инженеров по 7 железнодорожным специальностям.

В течение 1956-1957 г. на базе заочного отделения образован заочный факультет  с подготовкой инженеров по 12 специальностям с числом студентов-заочников 1458 человек.

В марте 1962 г. в институте создан первый на Дальнем Востоке вычислительный центр  на базе ЭВМ «Урал-2». На ней выполняли расчеты для кандидатских и докторских диссертаций, а также производственные задания по сетевому графику судостроительного и авиационного заводов г. Комсомольска-на Амуре. Эта ЭВМ обслуживала и ДВЖД.

Первым студенческим строительным отрядом  ХабИИЖТа стала «Энергия», образованная в апреле 1966 г. и насчитывающая 100 бойцов.

В сентябре 1967 г. учреждён факультет повышения квалификации (ФПК) для переподготовки руководящих кадров железных дорог Дальнего Востока.

За годы X пятилетки (1975 - 1980) среднегодовой выпуск инженеров составил 1145 человек, а за годы XI пятилетки (1981 - 1985) - 1205 человек.

1993 г. - ХабИИЖТ становится Дальневосточной государственной академией путей сообщения (ДВГАПС).

1997 г. -  ДВГАПС присвоен наивысший вузовский статус - университета. Вуз стал именоваться Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (ДВГУПС).

28 мая 1998 года Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации № 0631-у в филиалы ДВГУПСа преобразованы все периферийные учебные подразделения:

  • Общетехнический факультет г. Свободный, Амурской области;
  • Общетехнический факультет г. Южно-Сахалинска, Сахалинской области;
  • Учебно-консультационный пункт г. Тында, Амурской области;
  • Учебно-консультационный пункт г. Уссурийска, Приморского края.

С 6 по 8 апреля 1999 года на базе университета проведена первая международная научная конференция творческой молодежи по теме: «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке».

В июле 1999 года при научно-исследовательской части ДВГУПСа на базе научного потенциала и оборудования кафедр «Здания и сооружения», «Экономика строительства и технология строительных материалов», «Строительные конструкции», «Строительное производство» создан научно-внедренческий строительный центр ДВГУПСа «Ресурс».

14 апреля 2000 года в соответствии с приказом ректора №86 при ДВГУПСе создана научно-внедренческая лаборатория «Электрический транспорт».

12 сентября 2001 года при ДВГУПСе создан Департамент экономики и менеджмента Всемирного технического университета. Директором департамента назначен проф. А.П. Гончарук.

24 июня 2002 года Приказом ректора ДВГУПСа организованы:

  • студенческий отряд ВК 2002 для работы на объектах МУП «Водоканал»;
  • студенческий строительный отряд «Вузстрой» для работы на объектах ДВГУПС.

23 октября 2003 года Общеобразовательный лицей №1 Дальневосточной железной дороги присоединен к ДВГУПСу.

С 2004 года в университете издаётся научно-теоретический журнал «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке», в международный редакционный совет которого журнала входят ведущие ученые США, Японии, Китая, Испании, Австралии. Журнал включён в Перечень Высшей Аттестационной Комиссии  при Минобрнауки российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

18 и 19 мая 2005 года в НИЧ ДВГУПСа состоялся официальный прием представителей стран Северо-Восточной Азии. Участвовали представители Японии, Кореи, Китая и ДВЖД – филиал ОАО «РЖД».

6 октября 2006 года в рамках I Дальневосточного экономического форума, проходившего под девизом «Через развитие Сибири и Дальнего Востока – к модернизации страны», в ДВГУПСе под руководством ректора университета профессора В.Г. Григоренко проведен круглый стол «Развитие транспортной инфраструктуры и логистики в условиях Сибири и Дальнего Востока».

В 2007 г. ДВГУПС удостоен:

  • Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница» в престижной номинации «Лидер российской транспортной науки и образования»;
  • Международной награды «EUROPEAN QUALITY AWARD» как один из вузов – лидеров российского высшего образования.

В 2008 году ДВГУПС удостоен награды европейского уровня – золотой медали «За вклад в укрепление конкурентоспособности России».

В октябре 2009 года в ДВГУПСе проведен «Третий международный симпозиум железнодорожных университетов Европы и Азии». В нем приняли участие 23 иностранных участника из транспортных вузов и организаций КНР, Республики Корея, Казахстана, Японии, Монголии, Австралии. Результатом симпозиума стало создание Международной ассоциации железнодорожных вузов и организаций.

С 5 по 12 июля 2010 года Дальневосточный государственный университет путей сообщения организовал выездной российско-японский семинар «Инфраструктура железных дорог Японии». Место проведения – Япония. Руководители транспортных вузов России ознакомились с инфраструктурой железных дорог Японии, организацией и эксплуатацией железных дорог со скоростным движением, обеспечением безопасности движения на JR, безопасности движения в метрополитене.

С 1 по 31 августа 2011 года в ДВГУПСе прошла Международная летняя школа KISS (Khabarovsk International Summer School) для студентов из Китая, Японии и Республики Корея.

18 июня 2012 года в Москве в рамках 2-го Международного российско-германского логистического конгресса состоялось награждение ДВГУПСа премией «Золотая колесница» в номинации «Лидер российской транспортной науки и образования», что еще раз подтвердило высокий уровень университета в подготовке кадров и организации научных исследований.

Весной 2018 года Дальневосточный государственный университет путей сообщения удостоен Золотого Знака качества «Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» в сфере образовательных услуг. 13 образовательных программ университета вошли в Справочник «Лучшие образовательные программы инновационной России 2020».

В 2020 году университет вошел в рейтинг «Национальное признание 2020» (Univer.EXPERT, ARES-2020) и в Национальный рейтинг университетов «Интерфакса».

В 2021 году коллектив ДВГУПС награжден памятной медалью «За строительство Крымского моста» и федеральной грамотой «За активное участие в строительстве Крымского моста».

Регистрация на рабочем зеркале Вавада казино с бонусами и джекпотами.