Грузопоток уже превысил прогнозы, сделанные 10 лет назад

Газета «Гудок», №182 – 18 октября 2016 года.
Количество соединённых грузовых поездов на Дальневосточной железной дороге увеличилось к прошлому году на 40 %. За первые девять месяцев 2016-го проведено 4694 соединённых поезда. Большая часть из них прошла по Транссибирской магистрали. Железнодорожники берут всё больший вес, отвечая на вызов времени. Грузопоток продолжит расти, но инфраструктура не выдерживает планов грузоотправителей.

С января по сентябрь на участке Архара – Шкотово переведено 2316 соединённых поездов. Средний вес гружёного состава превысил 11,7 тыс. тонн. В обратном направлении отправлен 2291 состав. Средний вес соединённого грузового поезда в целом по железной дороге увеличился на 133 тонны.

Представители Дальневосточного государственного университета путей сообщения в ходе недавней международной научной конференции ещё раз напомнили, что дальнейший рост объёмов перевозок может быть реализован только за счёт масштабных инфраструктурных проектов. По мнению представителей ДВГУПСа, необходимо развивать существующую инфраструктуру и сосредоточить усилия на развитии транзитного потенциала магистрали.

Недавно большой резонанс вызвал проект строительства морского порта в устье реки Самарга и железнодорожной ветки, которая соединит новый порт и станцию Хабаровск-2. Этот проект позволит ещё более полно раскрыть транзитный потенциал Дальневосточной магистрали. По словам заместителя министра промышленности и транспорта Хабаровского края Богдана Мусяновича, реализация проекта требует взвешенного научного подхода.

Доктор технических наук профессор кафедры изыскания и проектирование железных и автомобильных дорог ДВГУПСа Сергей Гончарук обобщил ряд исследований и выделил основные направления работы. Среди них – ликвидация инфраструктурных ограничений, строительство сухого контейнерного порта в Уссурийске, создание новых и реконструкция существующих контейнерных терминалов, строительство собственного контейнерного флота и другие.

– Эта работа принесёт результат, если добыча ресурсов и организация экспорта, импорта и транзитных перевозок будут осуществляться предприятиями со стопроцентной федеральной собственностью, – отметил он. – В этом случае весь доход может быть реинвестирован в дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры и экономику региона.

По данным Института экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук, в ближайшие 10 лет сохранится тенденция смещения грузопотока: он всё более концентрируется в рамках железнодорожного транспорта. Рост объёмов идёт большими темпами, чем планировали учёные.

Так Стратегия развития Хабаровского края до 2025 года предусматривала, что среднегодовой темп роста грузооборота на транспорте составит 111,2 %. В 2008–2015 годах этот показатель уже составил 114 %.

Вся Россия сегодня везет грузы на Дальневосточную железную дорогу. Поток идёт не только по Транссибу. На севере магистрали железнодорожники и региональные власти делают ставку на Советско-Гаванский транспортный узел. Через него в том числе пойдут и транзитные грузы. Однако сегодня грузопоток здесь сдерживает инфраструктура.

Пока у будущего транспортного хаба нет соответствующего источника энергии. Им станет ТЭЦ в Советской Гавани. По сообщениям пресс-центра холдинг «РАО Энергетические системы Востока», строительство подъездного железнодорожного пути к новой ТЭЦ уже завершается. Кроме того, строители приступил к возведению тепловой магистральной сети от неё до городских центральных тепловых пунктов. Окончание строительно-монтажных работ намечено на конец 2017 года и будет синхронизировано с пуском электростанции. В частности, это позволит обеспечить перевозку растущих объёмов экспорта угля.

Екатерина Крюкова