Производство продвигают вперед азартные, умные, молодые

Газета «Тихоокеанская звезда», №140 – 10 июня 2016 года.
Конгресс инженеров в Комсомольске-на-Амуре в этом году состоится уже в третий раз. О том, какую роль уже сыграли предыдущие форумы, об актуальных вопросах сегодняшнего дня рассказал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.

Конкурс в технические вузы серьёзно растёт

-Вячеслав Иванович, начиная конгрессное движение, мы говорили, что оно должно стимулировать интерес к инженерной профессии, повысить её престижность, статус. Насколько мы продвинулись в этом вопросе? Остаётся ли в крае дефицит инженерных кадров? Изменилось ли отношение молодёжи, выпускников к инженерной профессии?

-Если бы мы работали только над проблемами, мы были бы пожарниками. Мы сегодня работаем не потому, что есть большая проблема с инженерами, а потому, что мы видим, что она может возникнуть в ближайшее время, в будущем. Определяя тенденции развития Хабаровского края, стратегического направления движения экономики, предвидим возможный голод на инженерные кадры. Почему? Потому что будут внедряться новые технологии, мы подходим сегодня к работе в пятом технологическом укладе, переходим даже к шестому укладу. А это сопровождается обычно вспышкой новейших технологий, к которым могут быть не готовы инженеры, работающие на предприятиях. Поэтому мы говорим, что необходимо переориентировать наши вузы на новые направления подготовки инженерных кадров.

Два конгресса, которые прошли, уже дали определённую отдачу. Я её вижу. Если сравнить 2013 и 2015 год, у нас в полтора раза усвеличился конкурс на инженерные специальности в вузах. Это наши главные кузницы инженерных кадров - ТОГУ, КнАГТУ и ДВГУПС. Конкурс в прошлом году составил 4,7 человека на место по инженерным специальностям. Это отличный результат. Особенно если учесть, что в былые времена конкурса не было вовсе. Выпускников как только не заманивали в технические вузы.

Мы ежегодно наращиваем - и федерация идёт нам навстречу - квоту бюджетных мест на инженерные специальности.

Процесс, как говорится, пошёл. И в этом я вижу большую заслугу конгрессов инженеров, которые прошли очень качественно, на высоком уровне. На них всегда бывают и иностранные гости, и представители федеральных структур - совета федерации, министерства образования, государственных корпораций. Все, кто приезжает, становятся нашими союзниками, проводниками наших идей. По результатам этих форумов мы принимаем документы, нужные решения. Например, о введении технических кружков в детских садах, в начальных классах школы. О привлечении школьников к робототехнике, студентов - к нанотехнологиям.

Во время конгрессов я стараюсь побывать и на круглых столах, и на инновационных площадках. И вижу азартных, грамотных молодых инженеров, которые представляют проекты уровня кандидатов технических наук.

В прошлом году мы заложили в Комсомольске-на-Амуре инженерную школу. Это решение зародилось как раз в рамках конгресса. Сегодня планируем создание в городе юности бизнес-инкубатора, в котором инноваторы начнут опробировать свои проекты, в дальнейшем станут грамотными бизнесменами в технической области. Работает бизнес-инкубатор при ТОГУ.

В ходе дискуссий на конгрессе было принято решение создать базовые кафедры вузов на ведущих предриятиях. То есть профессора вузов обучают студентов непосредственно на предприятии. Этот опыт у нас уже собираются перенимать иные регионы России. Такие базовые кафедры открыты на авиационном предприятии, на Амурском судостроительном заводе. На этих предприятиях идёт существенное омоложение коллектива и инженерной службы в первую очередь. Наши конгрессы - это инвестиции в человеческий капитал. Они длинные, но очень полезные.

Заводы ждут высоких профессионалов

-Насколько велика потребность в инженерах на производстве в Хабаровском крае? Она растёт или остаётся на определённом уровне? Какие есть перспективы в связи с выпуском новых видов продукции, новых государственных и коммерческих заказов, началом работы ТОСЭРов?
-Давно прошли те времена, когда инженерный труд на предприятиях был не востребован, когда заводы простаивали без заказов, когда инженеры трудились на рабочих специальностях, чтобы деньги зарабатывать. Сегодня всё поменялось. Наши крупнейшие заводы обеспечены заказами, в том числе и гособоронзаказом. КнААЗ загружен на много лет вперёд, Амурский судостроительный загружен, и перспектива у него хорошая. Хорошая перспектива и у других предприятий. Необходимо обеспечить уровень их исполнения, конкурентоспособность, качество. Так что инженеры востребованы везде. Будь то машиностроение или металлургическое производство, добыча и переработка полезных ископамых. Другое дело, что за то время, когда престиж профессии падал, ослабло направление проектной работы. Теперь навёрстываем упущенное. Нужны проектировщики, строители, машиностроители. Создание новых территорий опережающего развития - это инженерный подход. Взять тот же тепличный комплекс. Это сложнейшее инженерное сооружение. И эксплуатация его тоже требует инженерного труда - потому что это современные сложнейшие технологии.
На наших предприятиях, где идёт развитие инновационных технологий, нужны и инженеры-технологи, и инженеры-конструкторы, и инженеры-организаторы производства. Нужны инженеры для обслуживания суперсовременного оборудования, установленного на предприятиях. Если станок работает в пяти измерениях, даже представить невозможно, как им управлять без инженерного образования. А такие комплексы у нас на предприятиях есть.

Самый наглядный пример - авиационный завод имени Гагарина. Производство это такое, что без инженеров-программистов там делать нечего. И предприятие обеспечено такими инженерами, умеющими писать программы.
А взять сложнейшую технологию извлечения золота из упорных руд в Амурске. Такое оборудование единственное в стране. Япония для нас по спецзаказу сделала это оборудование. Кто его может обслуживать? Конечно, инженерные кадры. Или направление деревопереработки. Пять крупнейших инвестиционных проектов в крае работают. Везде современные технологии, с применением лазерной техники. Благодаря этому мы достигли в крае 40-процентной переработки леса. Кто всё это обслуживает? Конечно, инженерные кадры. Кто программы пишет? Инженеры.

Невозможно даже представить себе, что выпускник вуза - инженер остался бы сегодня в крае без работы. Более того, устройство выпускника на работу по специальности - ключевой показатель эффективности работы института, университета. Мы видим, что вузы активно в этом направлении работают, идёт перепрофилирование, преподавательско-профессорский состав нацелен на то, чтобы выпускник имел знания, востребованные на производстве. У нас талантливый, грамотный профессорско-преподавательский состав. И главное преимущество краевого образования - это специальности, которые гарантируют последующее трудоустройство.

Наш форум привлекает молодёжь

-В известном постановлении о развитии Комсомольска-на-Амуре есть пункт, который предусматривает поднять статус нашего инженерного конгресса. Сделать его всероссийским.

-Да, это было наше предложение. Оно нашло отражение в правительственном решении. По сути конгресс уже всероссийский. К нам приезжают учёные, государственные деятели из различных регионов страны. Начиная со следующего года мы рассчитываем на более широкое представительство научной, инженерной общественности со всей России. Те, кто приедет хоть раз на конгресс - это уже наши союзники.

Мы думаем о том, чтобы мероприятия эти были более зрелищными, привлекали молодёжь. В прошлом году на втором конгрессе мы провели битву учёных - сайнс-слэм. И поняли, что представление своих идей молодыми учёными, инженерами привлекает порой лучше, чем серьёзные доклады на стратегических сессиях. В этом году, кроме битвы учёных, мы планируем провести демонстрацию полётов беспилотных самолётов. Думаю, это зрелище само по себе будет привлекательно для жителей Комсомольска-на-Амуре и молодёжи в том числе.

Сам план развития Комсомольска - это тоже элемент поддержки инженерии. Дело не только в том, чтобы «наштамповать» массу специалистов, но и в том, чтобы они работали в городе, где востребованы. А для этого необходимо создать достойную социокультурную среду.

На правительственной комиссии под руководством премьера Дмитрия Медведева в конце мая большое внимание было уделено развитию Комсомольска-на-Амуре. Дмитрий Анатольевич поставил задачу создать рабочую группу по развитию города юности при правительственной комиссии. Эта группа будет рассматривать все вопросы и нюансы, связанные с реализацией программы, её финансирования, взаимодействия с министерствами и ведомствами, чтобы план развития Комсомольска выполнялся неукоснительно. Медведев заострил внимание на сроках выполнения поручений, на дисциплине.

-Чем ещё будет примечателен ещё нынешний конгресс, может быть, мы ждём особых гостей, может быть, будут подниматься темы, которые сегодня на острие технической мысли?

-Оргкомитет готовит программу, исходя из пожеланий, потребностей наших ключевых предприятий, из наиболее актуальных направлений развития инжиниринга в крае. Ведь задача конгресса - оказать максимальное содействие нашему производству. Уже точно известно, что в рамках форума будет обсуждаться вопрос о самолётах нового поколения - беспилотной авиации. Поделятся своими мыслями инженеры, работающие в сфере композитных материалов. Пройдёт стратегическая сессия, посвящённая новым возможностям сотрудничества базовых предприятий и инновационных инжиниринговых компаний.

Пойдёт разговор по приоритетам, которые мы сегодня закладываем в стратегию развития Хабаровского края. Она предусматривает именно техническое первенство края, инновационный путь его развития.
В прошлом году у нас ещё не было ТОСЭРов. В этом они уже есть. Готова площадка и в Хабаровске, и в Комсомольске-на-Амуре. Сейчас создаём площадку в Николаевске-на-Амуре. Так что в рамках форума мы будем говорить уже о применении инженерного труда и мысли в новых механизмах по развитию Дальнего Востока. Уже речь идёт не о том, как создать новое, а как его наполнить нужными проектами, как привлечь инвесторов. Это тоже инженерная задача.

Я хочу подчеркнуть главное: если страна потеряет мысль инженерную, нить инженерную, она не сможет никому противостоять.

Подготовила Раиса Палей.