Магистраль – по наследству

Газета «Дальневосточная магистраль», №3 – 26 января 2016 г.
Во Владивостокском регионе Дальневосточной магистрали стартовал проект «Династия»
Для человека важно, чтобы его дело нашло достойных продолжателей. Прекрасно, когда ими становятся воспитанники, но вдвойне прекрасно, когда дело как эстафетную палочку перенимают собственные дети. Для Владивостокского региона Дальневосточной железной дороги рабочая династия – дело обычное: едва ли не у каждого работника в семье были или есть железнодорожники. Чем объяснить удивительный феномен долголетия семейных династий, в которых сын добровольно идёт за отцом, а жена – за мужем, и почему «зов крови» побеждает, размышляют железнодорожники, чьи семейные истории вошли в проект «Династия», инициированный Владивостокским центром организации работы железнодорожных станций.

Виктория Бударина, заместитель начальника отдела управления персоналом и социального развития ДЦС-3:

– Лично я пришла на железную дорогу благодаря семье моего мужа. Его мама, Людмила Бударина, всю жизнь посвятившая магистрали, всегда вызывала уважение и восхищение своим отношением к профессии. Поэтому, когда мы в ДЦС-3 организовали проект, посвящённый династиям региона, это и для меня стало своего рода личной данью уважения династии моих родных. На сегодняшний день мы подготовили 11 развёрнутых семейных древ, включающих фотографии и воспоминания. Хотя, когда начинался проект, было непросто собирать информацию. У многих не сохранилось семейного архива. Но в итоге, по крупицам заполняя белые пятна, получали интереснейшие семейные портреты. У нас даже родилась мысль снять небольшой фильм, чтобы сохранить особенную энергетику феномена династий для тех, кто только начинает писать свою судьбу на железной дороге. 

Сергей Коваленко, начальник станции Барановский:

– Истории многих династий – яркий пример того, что родители по наследству передают своим детям не только цвет глаз, фигуру или здоровье. Они передают свои способности, опыт, а часто и любовь к делу. В итоге рождаются семейные династии, где каждый человек, являющийся частью рода, становится важным звеном, связывающим предков и потомков. И любовь к профессии кирпичик за кирпичиком укрепляет фундамент семейного клана. В этом и есть, наверное, удивительный эффект преемственности поколений. Это я могу сказать и про свою семью. 

Два моих деда работали на железной дороге. Один из них, бригадир пути Иван Поддубный, в 1955 году из-за ошибки дежурного погиб при столкновении воинского эшелона со стоящим поездом. Так вопрос безопасности на железной дороге стал нашей личной трагедией, помогшей мне с ранних лет понять, что в профессии железнодорожника он играет ключевую роль. Это я постарался передать и своему сыну, который уже в третьем поколении продолжает движенческое дело. Мой отец, Леонид Коваленко, как и дед, работал на станции Барановский. Кстати, в этом году ей исполнится 100 лет. Для меня важно на примере истории своей семьи проследить историю станции. И мне, когда я в 24 года встал у её руля, именно семейные корни, отношение к работе, сформированное на генном уровне, помогли адаптироваться в профессии. Плюс принципиальная позиция молодого руководителя, не готового идти на компромиссы в том, что касается соблюдения правил выполнения всех станционных работ и безопасности движения поездов, – тоже отголосок династии. И ещё всегда хотелось, чтобы станция, на которой работали мои предки, стала примером. 

Нина Колодяжная, дежурная по станции Баневурово:

– Наша династия Гацанюк – одна из старейших на магистрали, она насчитывает более 212 лет трудового стажа. Все её представители работали на Дальневосточной железной дороге. При этом давно разросшееся генеалогическое древо продолжает пускать новые ветви. Вот и самый младший, мой сын, решил пойти по стопам предков, поступив в железнодорожный вуз, хотя у него явные способности к языкам. Но, на мой взгляд, это правильное решение, которое ещё раз доказывает аксиому: продолжение семейного дела – это образ жизни, нельзя выключить или включить любовь к железной дороге, как токарный станок. Она передаётся на генном уровне по наследству, как и секреты профессии. Поэтому и для себя я другого пути просто не видела. Выбрать железнодорожную профессию было естественным движением души. 

И вот 25 лет прошло с тех пор, как я работаю на станции Баневурово. Наш семейный архив хранит редкие довоенные фотографии. На одной из них – глава семьи и основатель династии Михаил Павлович Гацанюк. Сразу же после железнодорожного училища он устроился работать стрелочником на станцию Феодосия на Украине. Грянула война, в 1941-м паренька забрали на фронт. Он был ранен, контужен, но дошёл до Победы, встретил её в Германии. А когда вернулся после демобилизации домой, взяв семью в охапку, махнул в Приморье, в город Иман (ныне Дальнереченск). С 1970 года руководил станцией Соколиха, где и проработал до самой пенсии. Мы его очень любили. Дед – это наш голова, наш ориентир во всём. Это стержень, вокруг которого крепится вся наша многочисленная железнодорожная семья. Поэтому меня очень радует, что сегодня поднимается авторитет династий. Это очень важное дело, которое способно укрепить семейные традиции и любовь к профессии.

Инесса Антонова, ведущий специалист по управлению персоналом ДЦС-3: 

– Профессию железнодорожника я впитала с детства: нашей династии Козуб исполнилось 108 лет. Самый яркий её представитель, мой дядя Виктор Козуб, вырос до начальника пассажирской службы Дальневосточной железной дороги. Он стал тем человеком, который всегда служил для меня ориентиром, наставником в профессии. Теперь и мой сын продолжает династию, возможно, два младших тоже пойдут по его стопам. И мы передадим им знамя династии, основа которой – любовь к профессии. 

Александр Женжера, составитель поездов станции Мыс Чуркин: 

– Несмотря на то, что труд железнодорожников нельзя назвать лёгким, на дороге работают люди, влюблённые в своё дело. И это чувство передаётся от поколения к поколению и в нашей семье. Я – самый младший представитель двух династий, четвёртое поколение. На дороге недавно – в прошлом году окончил ДВГУПС. И, конечно, чувствую огромную ответственность за семью. Это накладывает отпечаток и на отношение к работе. Хотя я знаю, что за советом и поддержкой всегда могу обратиться к родным. Но отец не даёт сильно жаловаться, всегда говорит: ничего, сын, мы это проходили, и ты научишься! Всё будет хорошо! Поэтому фамилия обязывает, ей надо соответствовать. Я привык к этому с детства. И мне не с чем сравнивать, потому что я рос вместе с железной дорогой. И другой судьбы себе не хочу.

…Любая история большой и дружной железнодорожной династии – отдельная книга. Но у них есть общее – родовой фундамент, который даёт силы и энергию всем остальным. Сделав даже такой небольшой экскурс в историю, можно с уверенностью сказать, что преемственность поколений в профессии железнодорожников – это феномен РЖД. Хотя тот факт, что в профильных образовательных учреждениях обучается почти 90 % детей сотрудников компании, уже мало кого удивляет. Передать чаду в наследство любимую работу – почётно, но и важно для профессии. А проект «Династия» не заканчивается, вы тоже можете вписать в него свои страницы.

Наталья Кузьмина