Комплексная ориентация

Газета «Гудок», № 4 – 18 января 2016 г.
Школьникам помогают поступить в отраслевые вузы
Каждый год конкурсы в вузы на гуманитарные специальности бьют рекорды, а на технические желающих меньше. Как результат, в стране переизбыток юристов-экономистов и нехватка специалистов, способных работать на реальных производствах.

Железным дорогам, конечно, в этом плане проще – выручают ведомственные вузы, которые ведут целевую подготовку студентов для конкретных предприятий. Но и этого оказывается мало, если речь идёт об отдалённых районах России, где из-за тяжёлых условий жизни наблюдается демографический спад. Здесь приходится принимать особые меры и заручаться поддержкой местных властей, которые тоже заинтересованы в закреплении специалистов. 

Помощь в поступлении 

Так, Дальневосточная дорога договорилась с муниципалитетами Амурской области и Хабаровского края о совместной профориентационной работе среди школьников. 

Отток населения в районе станций БАМа за пять лет превысил 8,4 тыс. человек, или 5%. К тому же в ближайшие годы на местном рынке труда может обостриться борьба за дипломированных специалистов – на Дальнем Востоке появятся новые предприятия в рамках создания территорий опережающего развития, что повысит востребованность инженерно-технических работников. При этом наполняемость школ сокращается, выпускные классы в среднем заканчивают по десять человек. 

Значит, нужно вести адресную поддержку ребят, которые решают стать железнодорожниками, сказал на заседании региональной оперативной комиссии по развитию кадрового потенциала ДВЖД заместитель начальника службы управления персоналом дороги Сергей Павлов. По его словам, дорога заключила договор с администрациями Верхнебуреинского, Ванинского, Совгаванского, Солнечного, Селемджинского районов, а также города Зея. «Мы гарантируем предоставление целевых мест в ДВГУПСе, они для профориентированных ребят, сдающих ЕГЭ по физике и математике. Совместными усилиями попытаемся расширить базу будущих целевиков», – пояснил Сергей Павлов. 

Соответствующей работой сегодня охвачено порядка 60 школ. Но сориентировать школьников на получение профессии железнодорожника – ещё не всё. Для успешного обучения в вузе важно подтянуть учащихся по математике и физике. Не секрет, что в отдалённых северных посёлках, где и учителей не всегда хватает, уровень преподавания невысок. 

С этой целью с Дальневосточным госуниверситетом путей сообщения для старшеклассников разработаны методы углублённого изучения физики, математики, информатики, со школами-интернатами ОАО «РЖД» (на ДВЖД их четыре) организовано дистанционное обучение будущих абитуриентов. Как рассказал проректор по учебной работе ДВГУПСа Виктор Криштоп, преподаватели университета, находясь в Хабаровске, по видеоконференцсвязи в режиме онлайн проводят для школьников дополнительные занятия не только по общеобразовательным предметам, но и по истории железных дорог и введению в профильные специальности. 

Преподаватели ДВГУПСа проводят занятия для выпускников и на базе малых железных дорог в Хабаровске и Южно-Сахалинске. В профориентационной работе задействованы педагоги школ-интернатов. В свою очередь, на ДВЖД рассмотрят вопрос об их премировании за качественную подготовку старшеклассников по математике и физике, поступление выпускников в университет путей сообщения. 

А Свердловская дорога с прошлого года участвует в образовательном проекте Министерства промышленности и науки Свердловской области «Единая промышленная карта региона», который направлен на реализацию программы «Уральская инженерная школа» и раннюю профориентацию школьников. «Проводится цикл образовательных экскурсий на различные предприятия дороги для школьников с 5-го по 11-й класс, чтобы у них сложилось представление о географии, возможностях компании, сформировался интерес к работе на производстве, – уточнила Юлия Ноздрина. – Кроме того, мы разработали «Справочник будущего абитуриента» с информацией о деятельности РЖД, Свердловской дороги, профильных образовательных организаций, порядке зачисления и основных преимуществах обучения по договору целевой подготовки». 

В четырёх школах-интернатах СвЖД обучение проводится по планам, включающим дополнительные курсы по основам железнодорожных специальностей. Их тематика разработана при участии преподавателей Колледжа железнодорожного транспорта Уральского ГУПСа с учётом реальных потребностей холдинга. Всего профориентационной работой охвачены более 10 тыс. детей из 125 школ Екатеринбурга и близлежащих населённых пунктов. В их учебные планы введён факультатив «Общий курс железных дорог». 

Подтягивают знания ребят, решивших связать свою жизнь с железной дорогой, и на других магистралях. Как рассказала начальник сектора развития и обучения персонала службы управления персоналом Приволжской дороги Анастасия Кузнецова, в посёлке Верхний Баскунчак, городах Харабали и Котельниково совместно с Ростовским ГУПСом организованы курсы для одиннадцатиклассников по углублённому изучению профильных предметов для сдачи ЕГЭ: русского языка, математики и физики. Аналогичные курсы, но уже совместно с Московским госуниверситетом путей сообщения (МИИТ), действуют и на базе лицея-интерната № 6 ОАО «РЖД» в Саратове. «В прошлом году мы впервые по договору с МИИТом опробовали дистанционную форму обучения старшеклассников по физике и математике, – добавила Анастасия Кузнецова. – Благодаря этому свои знания подтянули 30 с лишним школьников с отдалённых линейных участков, 29 из них стали студентами». Кстати, всего в 2015 году благодаря кадровикам в вузы Самары, Москвы и Ростова-на-Дону поступили 189 ребят. 

Как рассказал заместитель начальника ОЖД по кадрам и социальным вопросам Владимир Одинцов, ежегодно на магистрали дополнительную подготовку проходят около 200 абитуриентов, в основном с линейных структур магистрали. Для целевиков, проживающих на отдалённых станциях, создано шесть пунктов обучения на станциях Мурманск, Кандалакша, Петрозаводск, Бологое, Волховстрой, Санкт-Петербург. 

Для тех, кому предстоит сдавать ЕГЭ, Калининградская магистраль организует подготовительные курсы для поступления в профильный питерский вуз, где учатся «целевики» КЖД. «Региональные дирекции составляют списки необходимых им специалистов, подбирают ребят, желающих обучиться этим профессиям, и направляют их на довузовскую подготовку, – рассказал специалист сектора оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики КЖД Василий Жуков. – В этом году нам выделили 14 мест, хотя желающих гораздо больше». А филиал МИИТа, по словам заместителя его директора Нины Малиновской, в прошлом году пригласил калининградских выпускников поучаствовать в проводимой головным вузом олимпиаде «Паруса надежды» (победитель дистанционного регионального этапа получает право участвовать в очном состязании за право обучения в Москве). 

Проводится довузовская подготовка и для потенциальных работников КрЖД: на базе школ преподаватели институтов ведут дополнительные курсы русского языка, математики и физики, необходимых для поступления в вуз. В учебных заведениях оборудуются специальные профориентационные классы, оснащённые макетами подвижного состава, мультимедийным оборудованием, плакатами, стендами. Так, в планах 2016 года – оснащение такого класса в школе на станции Инголь. 

А на базе школы-интерната ОАО «РЖД» на станции Слюдянка уже более 20 лет проводятся сессии для учащихся 10–11-х классов. Они дополнены научно-практической конференцией. Установочная сессия для десятиклассников на базе ИрГУПСа стала ещё одним элементом довузовской подготовки. Она даёт возможность учащимся на ранней стадии обучения в средней школе познакомиться с вузом и его преподавателями, получить первые углублённые учебные занятия и познакомиться со студенческой жизнью. 

Начинаем с пелёнок 

В ОАО «РЖД» создана система непрерывного образования по схеме: детский сад – школа – вуз – подразделения железной дороги. Как рассказал ведущий специалист сектора образовательных учреждений службы управления персоналом ВСЖД Андрей Бокаев, она даёт результаты – более 50% выпускников выбирают профильные вузы. 

Детская железная дорога всегда отслеживает судьбы тех, кто на ней занимался. Так вот, ещё лет пять назад шли работать на большую дорогу или продолжали образование в отраслевых учебных заведениях 5–7% нижегородских юных железнодорожников, в последние годы – в среднем 30%. 

В чём секрет таких перемен? Три года назад руководить Малой Горьковской пришёл Михаил Букин, за плечами которого большой опыт работы на ГЖД. С его приходом учебные классы ДЖД были полностью обновлены. Здесь появилось многое из техники, аналогичной той, с которой работают сейчас на станциях, в депо. Установлена интерактивная доска, а это значит, что детали локомотивов можно изучать в трёхмерном изображении, а не на бумажных плакатах. Юные путейцы выходят смотреть состояние линии с техникой, которая мало отличается от той, что есть в дистанциях пути. 

Ну а с тем, чем располагает только «большая» магистраль, надо знакомить не по рассказам и картинкам. И воспитанники ДЖД получают теперь каждый год возможность видеть святая святых – центры управления движением, управления системой инфраструктуры и тяговыми ресурсами, знакомятся с обслуживанием скоростных поездов. «Очень важно, чтобы ребята пришли к нам и увидели – мы одна из самых передовых отраслей экономики, у нас отличная современная техника, которая быстро развивается и которой можно по-настоящему увлекаться, – говорит Михаил Букин. И сетует: – За последние годы техническое творчество подростков мы во многих местах потеряли. Делается ставка на спорт, эстетическое воспитание, но ведь мы должны быть сильны и передовыми технологиями, а кто их будет развивать, если кружков, домов детского технического творчества стало меньше?» 

В арсенале – кружки, агитбригады, экскурсии.

Вообще к решению кадрового вопроса на сети подходят комплексно, и, конечно, только подготовкой к поступлению в вуз профориентация не ограничивается – это скорее её завершающий этап. Арсенал инструментов профориентации включает кружки, объединения, агитбригады в ведомственных детсадах и школах, встречи с руководителями, работниками и ветеранами, экскурсии в структурные подразделения дороги. 
«Чем раньше начинаешь заниматься с детьми, тем лучше они представляют будущую профессию и ещё в школе добиваются отличных результатов. Это награды международных выставок, патенты, и самое главное для них – чёткая цель», – поделился руководитель кружка железнодорожного моделирования средней общеобразовательной школы ОАО «РЖД» № 39 в Россоши Александр Ливерко. По его словам, почти все участники кружка поступают в отраслевые вузы. Исключением стали только двое ребят, которые пошли в военные училища. «В большинстве же своём мои воспитанники знают, какая железнодорожная профессия им по душе», – добавил он. 

В этом учебном году Александр Ливерко попробовал начать воспитание юных железнодорожников с ещё более раннего возраста (прежде в кружок принимали с 5-го класса) и впервые взял третьеклассников. Начинается всё с простейших моделей, а к выпускным классам ребята приходят с уже серьёзными разработками. В прошлом году, например, создали действующую модель пескоструйной установки для обработки крупных узлов локомотива, в этом готовятся запатентовать ещё одну разработку. 
«Помимо обычных встреч, лекций или экскурсий на железную дорогу, мы стараемся искренне заинтересовать ребёнка железнодорожной тематикой, – поделилась специалист по управлению персоналом отдела образовательных учреждений службы управления персоналом Северо-Кавказской дороги Людмила Семенцова. – К примеру, ребята, которые занимаются на ДЖД, выезжают в школы и проводят мастер-класс по железнодорожному моделированию. Недавно во время такого выезда вместе со школьниками сделали макет целого перегона с поездом». 

Одно из главных направлений профориентационной работы на КрЖД – совместные поездки преподавателей Красноярского института железнодорожного транспорта, специалистов и руководителей структурных подразделений магистрали, а также молодёжного управленческого совета на агитпоезде на встречи с учениками 9–11-х классов. Ребятам рассказывают о востребованных профессиях, карьерных и социальных возможностях, которые открывает работа на железной дороге, о целевом обучении. 

Благодаря агитпоезду полностью выполняются планы по целевому приёму абитуриентов. Так, в прошлом году по полигону магистрали было выделено 180 целевых мест, и все они реализованы. 

«Маршрут разрабатываем исходя из потребностей региональных дирекций в кадрах. Делаем акцент на тех станциях, на которые необходимо распределить целевые места и через пять лет получить молодых специалистов. Ежегодно агитпоезд посещает более 15 станций и населённых пунктов, расположенных в отдалении от железной дороги. В 2015 году в первую очередь это были станции южного хода, где сейчас идёт интенсивное развитие, реализуются крупные инвестпроекты, соответственно потребность в молодых специалистах велика. Также кадры нужны на участке Ачинск – Мариинск, на северном направлении Ачинск – Лесосибирск», – рассказала начальник сектора развития и обучения персонала службы управления персоналом КрЖД Любовь Белякина. 

Немаловажно, что выездная работа даёт возможность привлечения наиболее сильных и талантливых школьников. «Планируя поездку, связываемся со школами, администрациями районов, управлениями образования. У нас есть списки одарённых детей, с которыми мы ведём адресную работу – приглашаем на встречи, стараемся заинтересовать прежде всего теми профессиями, которые требуют высокого интеллектуального уровня. В прошлом году несколько таких ребят воспользовались нашими предложениями. Сейчас они обучаются в КрИЖТе и Иркутском госуниверситете путей сообщения на таких специальностях, как «строительство железных дорог», «информационные технологии», «промышленное гражданское строительство», – отметил заместитель начальника Красноярской магистрали по кадрам и социальным вопросам Олег Злотников. 

«Железная дорога традиционно воспитывает смену, вкладывает средства в бесплатное обучение азам профессий. Важно распорядиться её возможностями эффективно», – резюмировал Михаил Букин. 

Игнат Вьюгин