Забайкальский железнодорожник придумал необычный способ, как предотвратить столкновения поездов с безнадзорным крупным рогатым скотом

Газете «Забайкальский рабочий», №2-3, 13 января 2016 г.
Ежегодно под колесами локомотивов на железных дорогах гибнут тысячи домашних животных, выпущенных хозяевами на вольный выпас. Каждое столкновение с крупным рогатым скотом обходится железнодорожникам минимум в 2,5 тысячи рублей, не считая убытков от срыва графика движения поездов. Столкновения приводят к повреждениям оборудования локомотивов, ставят под угрозу жизнь и здоровье пассажиров железнодорожного транспорта. Что делать? Молодой сотрудник ЗабЖД Дмитрий Лобжа предложил решить проблему с помощью ультразвука.

«Новое звено»

На Забайкальской железной дороге случаи столкновения поездов с крупным рогатым скотом не редкость. Не спасают от происшествий ни ограждение пути, ни обращения железнодорожников к районным властям с просьбами привлечь к ответственности хозяев животных-нарушителей. Найти средство, которое бы действовало на сто процентов, решил молодой инженер службы охраны труда и промышленной безопасности ЗабЖД Дмитрий Лобжа.

— Есть свистки для отпугивания бродячих собак. Эти приспособления издают ультразвуковой сигнал, неслышимый человеком, но четвероногие его воспринимают и убегают, - говорит Дмитрий. – Подобное устройство, только против КРС, можно было бы применять и на железнодорожном транспорте.
Недавно Дмитрий Лобжа озвучил свою идею в рамках корпоративного конкурса рационализаторских предложений ОАО «РЖД» «Новое звено», который компания в поисках улучшения своей работы проводит уже много лет подряд. Монополия делает ставку на молодых: у них мышление еще не зашорено рутиной и стереотипами.

— Пришел когда-то один человек на производство, и ему не понравилось таскать на себе инструменты… И тогда он изобрел путевую тележку – модерон для перевозки инструмента по рельсам, — приводит пример Дмитрий Лобжа.

С 2008-го на конкурсе идей «Новое звено» было обнародовано свыше 10 000 предложений. Четверть из них принадлежит Забайкальской дороге. Например, в 2014 году Дмитрий и его коллеги предложили использовать специальное синтетическое масло для смазки устройств малой механизации – домкратов и разгонщиков стыковых рельсовых зазоров.
— Я работал на ЗабЖД в Амурской области, в местах, где температура зимой на улице опускается до -45, -50 градусов, — говорит Дмитрий Лобжа. – Механизмы приходилось разогревать, чтобы привести в рабочее состояние замерзшую в них смазку. Вот и пришла в голову мысль испытать дорогое синтетическое масло. Оказалось, что его применение ускоряет рабочий процесс, и в результате затраты на приобретение этого вида смазки окупаются сторицей. На железной дороге всегда уделялось особое внимание рационализаторскому движению, а в последние годы взят курс на внедрение принципов бережливого производства, поэтому идея использования чудо-масла была поддержана руководством ЗабЖД.

Бычка жалко

В Забайкалье с давних времен население занималось разведением скота. Несмотря на все «чудеса», происходящие многие годы в нашей экономике, выращивать копытных забайкальцы еще не разучились. Особенно хорошо об этом знают железнодорожники. Даже зимой происходят столкновения поездов с коровами, бычками, телятами. Чтобы навести на путях порядок, Дмитрий Лобжа предложил использовать ультразвуковой свисток.

— Как он будет работать? Когда локомотив набирает скорость 40 км/ч и больше, в свисток будет автоматически производиться забор воздуха, струя которого, разбиваясь о внутренний край, приведет к образованию ультразвукового сигнала. Радиус действия свистка небольшой, 150-200 метров, но и этого достаточно, — поясняет Дмитрий. 

Руководство дороги положительно оценило предложение Дмитрия, но проект застопорился из-за медицинской экспертизы. Не повредит ли данное устройство человеку? Ультразвук мы не слышим, но это не значит, что он не может влиять на организм. Для экспертизы нужны финансы, а времена сейчас трудные.

Вдобавок придется решать проблему работы свистка в ненастный день. В снегопад устройство забьется и попросту затихнет. Впрочем, для извлечения ультразвуковых гудков можно использовать клаксон, который работает по другому принципу.

Дорогу идеям!

Предложение Дмитрия Лобжи одобрили и на 8 слете РЖД, причем идея с ультразвуком понравилась железнодорожникам из других стран, например из Армении, где много животноводческих ферм расположено вдоль путей. Зарубежные коллеги взяли идею себе на вооружение.

— На Забайкальской железной дороге много проектов, которые уже воплотились в жизнь, — рассказывает Дмитрий. – Мои друзья из вагонно-эксплуатационного депо Александр Сафронов и Евгений Шелудько в 2012 году решили проблему с подводящей трубкой воздухопровода грузового вагона. Ранее трубка воздуховода из-за низких температур и постоянной вибрации ломалась. Ребята придумали использовать для отвода воздуха мягкий гофрированный шланг, и проблему удалось устранить. В результате применения новшества простой поездов из-за неисправностей снизился, сократились и денежные затраты на проведение ремонтных работ. За это ОАО «РЖД» наградило авторов идеи поездкой на стажировку в Германию.
На ЗабЖД одобряются не только технические идеи, но и социально-значимые проекты, как, например, помощь обездоленным людям, уроки безопасного поведения на железной дороге для школьников.

Творческая жилка

Человек из глубинки может найти себя в огромной корпорации – об этом свидетельствует пример нашего героя. Дмитрий родился в поселке Бурея Амурской области 26 сентября 1983 года, там же окончил школу, учился в Дальневосточном государственном университете путей сообщения в Хабаровске (ДВГУПС). 

— В 2006 году я окончил университет по специальности «Строительные дорожные машины и оборудование». Поработал в городе Белогорске (вагонно-эксплуатационное депо), после армии вернулся в Бурею на должность монтера, — рассказывает Дмитрий о себе. Затем стал инженером по охране труда. С 20 сентября 2011 года его назначили инженером по охране труда Бурейской дистанции пути, а с 17 ноября 2015- го – инженером службы охраны труда и промышленной безопасности ЗабЖД. 

— Наш университет — один из самых лучших, — с теплом вспоминает Дмитрий годы учебы.

Сегодня железнодорожную отрасль не случайно называют локомотивом экономики. Чтобы конкурировать за груз с зарубежными железными дорогами, автоперевозчиками, речным и морским транспортом, необходимо внедрять современные технологии, продолжать развитие.
—Это относится как к РЖД в целом, так и к каждому из нас, поскольку любой специалист — часть одного большого организма, — делает вывод Дмитрий Лобжа. — Конкурсы, подобные «Новому звену», — отличный способ проявить себя, реализовать свою творческую жилку, которая есть даже у обладателя технической профессии.

Виолетта Вдовяк