«Мозги» горочной системы

Газета «Гудок», №129 – 28 июля 2015 г.
Новая технология ремонта вагонных замедлителей опробована на станции Находка-Восточная.
К 2020 году прогнозируемые перевозки через Находкинский транспортный узел достигнут 105 млн тонн. Рынок угля, ориентированный на страны АТР, набирает обороты. С учётом этой конъюнктуры в активные фазы вступает строительство перегрузочных терминалов, в том числе и в порту Восточный. К предстоящим объёмам готовятся и железнодорожники. О том, как Владивостокская дистанция сигнализации, централизации и блокировки работает на одном из ответственнейших участков Находкинского узла, читайте в нашем интервью с начальником механизированной сортировочной горки Владивостокской дистанции СЦБ Алексеем Носовым.

– Алексей Валерьевич, участок, который вы курируете, является одним из самых сложных и напряжённых в дистанции – это сортировочные горки станций Находка и Находка-Восточная. Каковы их технические возможности? 

– Сортировочная горка станции Находка обслуживает весь Находкинский узел. В смену она обрабатывает до 2000 вагонов. Это практически верхняя планка. Чтобы её преодолеть, необходимо модернизировать станционную инфраструктуру. На станции Находка-Восточная сортировочная горка распускает вагонов поменьше. Но у неё и специфика другая. Здесь вагоны идут маршрутами – по 10 единиц в один отцеп. А на горке станции Находка катятся как горох. 

Искусство дежурных по горке, и особенно операторов, заключается в том, чтобы ювелирно их «вытормозить», избежав повреждения груза и вагонного парка. В этом помогают, конечно, и современные устройства механизации. Например, вагонные замедлители – устройства, регулирующие скорость вагонов при скатывании с горки и обеспечивающие нужный интервал для безопасного перевода стрелок с быстродействующим приводом. 

На станции Находка-Восточная дистанция обслуживает 12 таких единиц. Капитальный ремонт их достаточно дорогостоящ – в среднем без расходов на погрузку-разгрузку и закрепление на подвижном составе он составляет в общей сумме около 30 млн рублей. И его необходимо проводить раз в 8 лет, иначе комплекс может выйти из строя. Но эта процедура кроме больших затрат несёт и огромные временные потери, так как ближайшие точки ремонта расположены в Чите и Калуге. Кроме того, невозможно одновременно изъять для ремонта все вагонные замедлители и остановить сортировочную горку. 

– Какой выход из этой ситуации?

– Сама жизнь подтолкнула к поиску новых решений, позволяющих снизить эксплуатационные расходы. Мы предложили два варианта – ремонт замедлителей на месте собственными силами или с привлечением представителей ремонтных заводов. В любом случае эффект налицо. Для сравнения: средняя стоимость ремонта на месте одной единицы составит 600 тыс. рублей, в то время как на заводе – 2,5 млн. Сегодня по такой технологии уже отремонтированы и установлены в путь 4 вагонных замедлителя на станции Находка-Восточная. Это позволило сэкономить около 10 млн рублей, избежав их отправки на капитальный ремонт на завод. 

Заменены замедлители и на горке станции Находка. В этом году планируем получить новые воздухосборники. В целом же результат проведённой работы убедителен – за последние три года не зафиксировано ни одного отказа устройств на сортировочных горках станций Находка и Находка-Восточная. 

– Насколько материально-техническая база соответствует требованиям времени?

– К сожалению, сегодня мы получаем только 20–30 % необходимых запчастей и материалов. Наверное, поэтому в дистанции инженерная мысль бьёт ключом. За два года на участке сортировочных горок были разработаны и внедрены более 20 рационализаторских предложений. Автор многих ноу-хау – старший электромеханик Валерий Юцев. 

Каждый год в июле-августе, когда идут проливные дожди, у нас возникает одна и та же проблема. Компрессорная станция Находка, построенная в 1974 году, буквально уходит под воду. Возникает реальная угроза повреждения оборудования. Приходится его разбирать и поднимать наверх, чтобы не подмочить. В это время люди работают круглосуточно, контролируя ситуацию. Здание компрессорной за 40 лет осело, оказавшись ниже уровня постройки соседних зданий. Поэтому вода при осадках поднимается. Рацпредложение Юцева стало своего рода спасением. Он модернизировал насосное оборудование системы охлаждения компрессорного оборудования. И теперь, когда начинается ливень, вода откачивается из технологических пайол, сдерживая неминуемое затопление. А за время, пока работает система, мы спасаем оборудование. 

– А оборудование в компрессорной тоже 1970-х годов?

– Да, большинство техники ещё из прошлого века. Но благодаря усилиям коллектива она, хоть и выработала эксплуатационный срок, показывает себя отлично. К чести изготовителей, в советское время оборудование производилось надёжное. Конечно, не хватает запасных деталей. Ищем повсюду, что-то сами видоизменяем. По-другому пока никак. 

Например, в Красноярске и других городах, расположенных ближе к центральной части России, оборудование обслуживается сервисным методом. А при поломках, если не вышла гарантия, приезжает бригада «скорой помощи» – и проблем нет. На Дальнем Востоке эта сервисная ниша не занята. Спасают близость Китая и собственная инженерная мысль. Тем не менее сегодня на Находкинский транспортный узел делается большая ставка, недаром здесь обрабатывается две трети всех грузов страны, и мы надеемся на перемены в лучшую сторону. 

– Подведены итоги сетевого конкурса «Лучший руководитель среднего звена на железнодорожном транспорте – 2014». И Алексей Носов вошёл в двадцатку победителей. У вас есть управленческие секреты?

– Мне пришлось возглавить участок через три года после окончания ДВГУПСа. Иначе говоря, молодой специалист, минуя ступень старшего электромеханика, занял следующую руководящую позицию. Это уже нонсенс. Но адаптация прошла безболезненно именно благодаря коллективу. Поэтому мои заслуги – это прежде всего достижения коллектива, ведь мы занимаемся общим делом. Руководству дистанции удалось объединить людей в одно целое и настроить на результативную работу. Это тот фундамент, на котором строятся наши успехи. И я благодарен судьбе за то, что работаю с уникальными людьми – единомышленниками и профессионалами высочайшего класса. 

Особенно хотелось бы поблагодарить в канун Дня железнодорожника наш женский персонал, обслуживающий сортировочные горки. Они содержат «мозги» всех систем в образцовом состоянии, тщательно ведут документацию, задавая тон коллегам-мужчинам. Например, старший электромеханик Виктория Сандер работает на одном из ответственнейших участков станции Находка, как и профессионал высочайшего класса электромеханик Ольга Грудинина. Всего во Владивостокской дистанции сигнализации, централизации и блокировки трудятся 9 женщин, выбравших мужские профессии. Но мы их в обиду не даём. И всячески подставляем плечо. 

Наталья Кузьмина.