Газета «Дальневосточная магистраль», №154 – 27 августа 2021 года.
Масштабный проект глазами студентов-железнодорожников, участников военных сборов
Студенты Военного учебного центра при Дальневосточном государственном университете путей сообщения, проходившие учебные сборы на объектах строительства второй очереди Байкало-Амурской магистрали, вернулись в Хабаровск 22 августа.
Стук колёс под гитару
Символично, что первый строительный отряд, прибывший на БАМ в 1974 году, когда началась великая стройка, представлял ХабИИЖТ (современный ДВГУПС). Теперь военный учебный центр при ДВГУПС стал первым среди 96 университетских ВУЦ по стране, чьи студенты приняли участие в таком масштабном проекте.
В выходные домой вернулись новобранцы, которые работали на стройках в районе станций Дрогошевск и Огорон. Чуть раньше – 17 августа – сборы закончились у учащихся, проходивших службу в Верхнезейске. Всего стажировку на объектах БАМа прошли 168 человек.
– Ребята находились на сборах около трёх недель и за это время выполнили колоссальный объём работ, – говорит начальник военного учебного центра при ДВГУПС, полковник Серик Кусанов. – Они впервые уезжали так далеко от дома, впервые оказались на таких масштабных объектах. Но могу сказать, что военно-учётные специальности наших студентов позволили выполнить поставленные перед ними задачи.
Новобранцы работали на перегонах, расчистке пикетов, участвовали в восстановлении и реконструкции мостов и других искусственных сооружений. Студент четвертого курса Института транспортного строительства Артем Годинский вместе с товарищами участвовал в трелёвке насыпи, строительстве автомобильного моста в районе станции Дрогошевск.
– Мы ехали от Хабаровска до станции Новый Ургал. Дорога заняла около двух дней. У нас в вагоне сложилась очень душевная атмосфера. Парни были с гитарами, пели песни, представляли, как будут проходить сборы, – рассказывает Артем. – И, конечно, запомнился первый день, когда заселялись, раскладывались.
Алло! Тайга?
Не напугали ребят, привыкших к городским условиям, ни тайга, ни жара, ни комары, ни даже непростой физический труд. На период сборов они оказались без качественной сотовой связи, а это для современного человека то еще испытание.
– В отсутствии связи есть своя романтика. Но позвонить родным и близким все же хотелось, – признаётся Артем. – За несколько дней мы прошли около 2700 м пути и оказались на месте, где неожиданно появилась связь. В числе первых набрал Валерии, своей девушке.
Валерия и провожала, и встречала Артема на вокзале Хабаровска. Эти почти три недели стали самым долгим периодом разлуки для влюблённых.
– Связи не было вообще, поэтому ожидание казалось долгим. Неизвестность ведь всегда пугает. Связь в лесу появилась всего на 10 минут. Я, признаться, не узнала Артема по голосу, – смеётся Валерия. – А потом спросила: «Ну как?».
Напомним, второй этап масштабной модернизации Байкало-Амурской магистрали стартовал 5 апреля 2021 года. К строительству объектов второй очереди привлечены все десять бригад железнодорожных войск. Военным предстоит построить 340 км вторых путей с соответствующей инфраструктурой от станции Улак до станции Февральск. Реализация проекта по модернизации БАМа входит в долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года.
Брёвна бывают разные
Вернувшихся новоиспеченных бамовцев приветствовали и.о. начальника Дальневосточной железной дороги Андрей Кравчук, ректор ДВГУПС Владимир Буровцев, представители правительства Хабаровского края, городской администрации, ветераны-бамовцы. Почетные гости отметили достижения молодых людей грамотами и благодарственными письмами.
В числе награждённых Благодарностью начальника Дальневосточной железной дороги выпускник Естественно-научного института ДВГУПС
по направлению «Прикладная информатика в дизайне» Даниил Лештаев. Он проходил сборы в Верхнезейске и командовал отделением по монтажу и строительству мостов из металлоконструкций.
– Очищали полосу отвода от насаждений, чтобы можно было выполнять последующие работы. Брёвна бывают разные, среди них немало толстых и тяжелых, поэтому, конечно, работа не из простых, – улыбается Даниил. – Но в то же время сложные задачи укрепляют командный дух, в одиночку с этим не справиться. За эти недели я нашёл новых друзей. Есть ребята, с которыми во время учебы на военной кафедре общались редко, а на БАМе постоянно контактировали и помогали друг другу.
Первое, второе и комфорт
Кстати, жили студенты-железнодорожники в блочно-модульных городках. Незадолго до приезда первых студенческих групп военные железнодорожники как раз закончили возведение шести таких жилых комплексов, которые расположены в Верхнейзейске, Дрогошевске и Огороне.
В комплект каждого блочно-модульного городка входит спортзал с искусственным покрытием, баня, медицинский пункт, кухня. Для военных обустроены комнаты для просушки и чистки обмундирования, комната досуга, канцелярия, кладовая имущества, столовая, продуктовый склад, санитарные модули. Городки оснащены всем необходимым – электроснабжением, автономным отоплением, санузлами, водоснабжением, водоотведением, а также необходимой мебелью и бытовой техникой.
Даниил отметил, что жили они в комфортных условиях, а кормили студентов не хуже, чем дома.
– Меню хоть и стандартное – гречневая, гороховая каши, овсянка, курица, котлеты, компоты, конфеты, печенья, но голодными мы не были, – говорит выпускник ДВГУПС.
Как рассказал полковник Серик Кусанов, планируется, что в следующем году в строительстве объектов второй очереди Байкало-Амурской магистрали примут участие военные учебные центры Российского университета транспорта, Ростовского и Дальневосточного государственных университетов путей сообщения.
– Думаю, в следующем году между студентами появится соревновательный момент. И от этого учебные сборы на БАМе станут еще интереснее, – сказал Серик Кусанов.
Татьяна Щербаченко