На дальних рубежах державы

Газета «Красная звезда» (г. Москва), №85 – 6 августа 2021 года.
С 2011 по 2020 год железнодорожные войска Восточного военного округа выполнили задачи на 67 объектах Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог.

По итогам выполнения учебно-практических задач сданы в эксплуатацию более 143 км железнодорожных путей необщего пользования Министерства обороны РФ и 70 стрелочных переводов.

В соответствии с «Комплексным планом реализации задач по материально-техническому обеспечению Вооружённых Сил РФ в 2017 году» железнодорожные войска ВВО выполнили комплекс работ по строительству 5 км 763 м внутрискладских железнодорожных путей с укладкой семи комплектов стрелочных переводов и 10 водопропускных труб на трёх арсеналах комплексного хранения ракет и боеприпасов военного округа.
На основании указаний заместителя министра обороны РФ силами Железнодорожных войск в тот же период выполнены задачи по обвалованию 285 объектов хранения боеприпасов на арсеналах ГРАУ Министерства обороны РФ общим объёмом земляных работ более 1,4 млн кубометров.
В соответствии с указаниями начальника Генерального штаба Вооружённых Сил РФ от 30 августа 2016 года железнодорожные войска ВВО с приданными силами инженерных войск округа в ходе совместного тактико-специального учения по инженерному оборудованию арсенала 1063-го ЦМTO (п. Тейсин) обваловано 10 объектов хранения боеприпасов с устройством 15 траверс, общий объём земляных работ там более 100 тысяч кубометров.

На учебно-материальной базе соединений и воинских частей в ходе сборов и стажировок подготовлено более 1500 граждан, обучающихся по программе подготовки офицеров Дальневосточного государственного университета путей сообщения.

В 2013 и 2019 годах личный состав железнодорожных войск ВВО выполнял задачи по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением на территории Дальневосточного федерального округа.
В 2018 году в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на Транссибирской магистрали от обрушения путепровода расчищены завалы на станции Свободный (900 т).

В 2020 году железнодорожные бригады Восточного военного округа приняли участие в строительстве на территории ВВО многофункциональных инфекционных медицинских госпиталей, предназначенных для лечения больных коронавирусной инфекцией. При этом было задействовано более 150 военнослужащих и
80 единиц военной техники.

При подготовке пяти инфекционных корпусов при инфекционных отделениях военных госпиталей округа общий объём земляных работ составил 42,360 тысячи кубометров.

Отдельные механизированные батальоны Железнодорожных войск прибывали к месту выполнения задач самолётами, и их по праву можно называть летающими мехбатами.

На манёврах «Восток-2018» железнодорожными войсками округа было применено уникальное инженерное решение по сопряжению наплавного железнодорожного моста НЖМ-56 и эстакады РЭМ-500. Это инженерное решение занесено в Книгу рекордов (достижений) Вооружённых Сил Российской Федерации.

В 2014 и 2018 годах железнодорожные войска ВВО участвовали в специальных учениях с органами военного управления, соединениями, воинскими частями и организациями материально-технического обеспечения. Учения проводились не как самостоятельные, а в комплексе специальных учений в рамках стратегических манёвров «Восток-2014», «Восток-2018», на едином фоне созданной обстановки, в реальном масштабе времени. Общая численность сил и средств железнодорожных войск округа, принявших участие в учениях, составила около 2,5 тысячи человек личного состава, до 700 единиц вооружения и военной техники.
В ходе манёвров «Восток-2014» и «Восток-2018» основным этапом стал розыгрыш практических действий соединений и воинских частей МТО в 2014 году в районе реки Буреи у города Бурея, а в 2018 году в районе Свободненского ВПР на реке Зее у города Свободный.

В целях обеспечения непрерывности перевозок в ходе оперативного развёртывания войск округа в условиях постоянного воздействия незаконных вооружённых формирований одним из этапов в 2014 году стало строительство комбинированного железнодорожного мостового перехода через реку Бурею с применением имущества НЖМ-56, эстакады РЭМ-500, общей длиной моста 494,3 м. На подходах к мосту было уложено три комплекта стрелочных переводов и около двух тысяч км железнодорожных путей.

С учётом опыта предыдущих лет и развития Железнодорожных войск объёмы и масштабы выполнения задач выросли в несколько раз. Так, в 2018 году железнодорожные войска округа построили комбинированный железнодорожный мостовой переход через реку Зею с применением имущества НЖМ-56, эстакады РЭМ-500, общей длиной моста 1386,5 м, на подходах к мосту уложено восемь комплектов стрелочных переводов и около 6 тысяч км железнодорожных путей.

На реке Зее впервые в истории Российской армии было на практике применено сопряжение наплавного железнодорожного моста НЖМ-56 и эстакады РЭМ-500, а также строительство лежневых опор моста по нетиповым схемам с применением резервных пролётных строений. Также впервые для повышения гидродинамической устойчивости моста на течении свыше 5 м/с было произведено поперечное закрепление эстакады РЭМ-500 с использованием табельных якорей-присосов из комплекта наплавного железнодорожного моста НЖМ-56.

В целях обеспечения высокого темпа перегруппировки объединений, соединений и воинских частей, а также выполнения снабженческих и мобилизационных перевозок в составе Свободненского временного перегрузочного района на правом и левом берегах были развёрнуты две железнодорожные станции с приёмоотправочными, погрузо-выгрузочными путями и устройствами.

Специальное учение стало экзаменом, хорошей практикой для органов управления, соединений и воинских частей железнодорожных войск Восточного военного округа. Многие из эпизодов учения и практических действий сил и средств Железнодорожных войск выполнялись впервые.