Газета «Дальневосточная магистраль», №90 – 27 мая 2021 года.
Как помогают новые знания и умения в преподавательской работе молодым педагогам ДВУЦПК.
Преподаватель Уссурийского подразделения Дальневосточного учебного центра профессиональных квалификаций Татьяна Татьянина стала автором онлайн-теста, который помогает будущим машинистам успешно сдавать экзамен в Ространснадзоре на право управления локомотивом.
Этот инструмент впервые применили в Уссурийске весной этого года. Будущие машинисты, проходящие обучение в центре, каждый день дополнительно тренировались, отвечая на 600 вопросов, чтобы пройти заключительный этап испытаний в Ространснадзоре. В итоге экспериментальная группа 12 мая достойно выдержала экзамен, подтвердив эффективность методики.
– Почему возникла идея сделать этот прототип-тест? Потому что на занятиях мы изучаем основы профессии, а навык оперативно отвечать на онлайн-вопросы у учащихся не тренировали, что, конечно, влияло на конечный результат, – говорит Татьяна Сергеевна. – А теперь ситуация изменилась, и ребята более уверены в себе и своих знаниях.
Татьяна Татьянина, несмотря на то, что в Уссурийском подразделении работает пятый год, уже преподаватель первой категории. Она – постоянный участник различных конкурсов, автор новых проектов, современных форм обучения. И сегодня, глядя на неё, трудно представить, что большую часть жизни Татьяна провела не за кафедрой у доски, а в цеху, рядом с настоящими локомотивами.
– Папа работал в восстановительном поезде, бабушка – старшим товарным кассиром на станции Уссурийск. Поэтому и я продолжила династию. Поступила в 1996 году в Уссурийский железнодорожный техникум на движенца, – рассказывает она. – При этом я с детства чувствовала потребность кого-то учить. Преподавательская жилка давала о себе знать везде.
После получения красного диплома Татьяну распределили на станцию Сибирцево оператором при дежурной. В 2000 году в Приморье шла электрификация полным ходом, и на Сибирцево производился размен тяги.
– Работали мы в авральном режиме. И при этом я умудрялась как наставник подготовить несколько стажёров. И на Уссурийском локомотиворемонтном заводе, куда впоследствии перевелась дефектоскопистом, проверяющим детали на исправность, я тоже обучала новичков, – продолжает она. – Параллельно освоила профессию стропальщика, поступила в ДВГУПС на локомотивное хозяйство. А сколько выпустила из-под своего крыла учеников
– и не перечесть. Внутренняя потребность делиться знаниями была настолько сильной, что это являлось естественным для меня процессом. А когда появилась возможность перейти в учебный центр, я восприняла её как подарок судьбы.
Свою первую лекцию Татьяна Сергеевна вспоминает с улыбкой: навыка академического преподавания у неё ещё не было, только желание и энергия, поэтому не уложилась в урок, торопилась. Но в тот момент она всё равно чувствовала себя абсолютно счастливой.
– Теперь я всем говорю, что занимаюсь любимым делом. Хотя поначалу было очень сложно. Приходилось перерабатывать огромный объём информации. Ведь предметы, которые веду, не из лёгких: правила технической эксплуатации, черчение, устройство локомотива и т. д. Одно дело – знать их на практике, и совсем другое – учить, доносить знания до каждого человека, – говорит преподаватель. – Но это очень увлекательный, требующий от тебя постоянного развития процесс. Быть преподавателем – серьёзная миссия, особенно если твои ученики – взрослые, состоявшиеся люди. Надо иметь очень высокий уровень подготовки, чтобы заслужить их авторитет. Поэтому у нас в центре работают преподаватели, бесконечно преданные своему делу.
Наталья Кузьмина