Секунды на поиск

Газета «Дальневосточная магистраль», №50 – 26 марта 2021 года.
Алексей Борисенко научил смартфон читать электрические схемы тепловозов.
Когда пять лет назад Алексей устроился на Уссурийский локомотиворемонтный завод (входит в ГК «ЛокоТех») электромонтажником-схемщиком, первая трудность, с которой он столкнулся – неудобство в работе с электрическими схемами, составленными в 60-х годах прошлого века.

Два года ушло у парня на то, чтобы оцифровать всю информацию и довести до идеала в специальной программе. И теперь можно за несколько секунд, буквально в один клик найти в схеме местоположение любого провода или реле.

– За этот проект я взялся для того, чтобы было удобнее работать в первую очередь новичкам. Наши старожилы, которые трудятся на заводе по 30–40 лет, могут воспроизвести ту или иную схему не заглядывая в бумаги, по памяти. Они хорошо знают, в каком месте старого бумажного варианта допущены опечатки: например, у реле указан закрытый контакт, а не открытый, и т. д. И если опытный работник не допустит брака, так как, владея точной информацией, он правильно соберёт схему с первого раза, и ничего не выйдет из строя, то новичок легко может ошибиться, – рассказывает Алексей Борисенко. – Удобство электронных схем ещё и в том, что можно быстро найти любой провод по номеру. На практике же на это может уйти полчаса, приходится вручную пересматривать кучу схем, чтобы понять, откуда он. 

Оцифровкой схем Алексей Борисенко занимался в свободное время по вечерам и в выходные дни. 

– Я вынашивал идею месяца два, потом написал программу, перенёс информацию. А вот доработкой, исключением ошибок занимался долго, хотелось довести проект до идеала, – говорит он. – Сейчас я перешёл в другой цех, работаю слесарем-электриком по ремонту электрооборудования, а у прежних коллег мои схемы до сих пор пользуются популярностью. В настоящий момент подал на рассмотрение второе рацпредложение. Суть проекта заключается в том, чтобы за счёт посадки силового медного кабеля в тепловозе в другое место использовать его на 60 см меньше, чем раньше. Это не повлияет на принцип схемы и при этом даст экономию в использовании материалов. 

Алексей всегда любил точные науки, с удовольствием занимался техникой, поэтому работа на заводе пришлась ему по душе.

– Но, если честно, в Уссурийский техникум железнодорожного транспорта я поступил только потому, что там полагалась стипендия за хорошую учёбу. Мы с мамой на тот момент жили очень скромно, и ей надо было помогать. Зато специальность выбрал самую лучшую на железной дороге – «автоматика и телемеханика», – продолжает он. – В итоге техникум окончил с красным дипломом. Прошёл армию, служил в разведывательном батальоне мотострелковой бригады. Несколько лет проработал водителем, объездил весь Приморский край. А потом решил: пора найти работу, которая будет иметь перспективу. Поэтому в 2016 году устроился на завод. Параллельно поступил в ДВГУПС в Хабаровске. Поначалу было сложно. Наставники обучали по ускоренной системе, но так как работать и учиться я люблю, быстро вникал в процессы. Сейчас думаю о том, чтобы в ближайшей перспективе перейти из электрики в электронику. У нас на предприятии отличные перспективы роста, и возможности для этого есть. 

В обычной жизни Алексей тоже очень активен – он четвёртый год является донором. Однажды откликнулся на просьбу о помощи и с тех пор продолжает это благое дело. 

– А ещё мы с женой увлекаемся спортом. Супруга катается на сноуборде, а я прошлым летом «заболел» фридайвингом. А недавно начал брать уроки игры на гитаре, – улыбается Алексей. – Люблю всё новое, интересное. Стараюсь по максимуму использовать свои ресурсы. А семья и завод меня в этом отношении поддерживают.

Наталья Кузьмина