Студенты практикуются в виртуальном мире

Газета «Гудок» (г. Москва), №48 – 24 марта 2021 года.
Благодаря использованию технологий виртуальной и дополненной реальности в обучении студентам не нужно ждать производственной практики, чтобы отработать практические навыки. Сделать это можно в лабораториях, действующих на базе отраслевых вузов.

Внедрение технологий VR и AR в учебный процесс – одно из приоритетных направлений Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года (документ утверждён распоряжением правительства 6 февраля 2021 года). В отраслевых вузах уже ведётся активная работа по открытию и оснащению лабораторий, в которых студенты могут оттачивать навыки на виртуальных тренажёрах-симуляторах. 

Так, в Петербургском государственном университете путей сообщения (ПГУПС) действует отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Автоматизация технического обслуживания, диагностики и мониторинга систем железнодорожной автоматики и телемеханики». Благодаря использованию алгоритмических VR-тренажёров студенты обучаются техническому обслуживанию устройств и систем, а также поиску и устранению в них неисправностей. В лаборатории можно получить навыки работы с устройствами переездной сигнализации, микропроцессорной централизации, обслуживания релейной техники. В области технологии дополненной реальности ведутся работы по использованию мобильных устройств и специализированных очков. «Сегодня одна из ключевых задач ПГУПСа – цифровизация образовательного процесса и разработка продуктов для производства, в том числе с применением искусственного интеллекта», – подчеркнул ректор университета Александр Панычев. 

В прошлом году на кафедре «Мехатроника, автоматизация и управление на транспорте» (МАУТ) Самарского государственного университета путей сообщения была открыта лаборатория по виртуальной, дополненной реальности и искусственному интеллекту. Как рассказал «Гудку» заведующий кафедрой МАУТ Александр Авсиевич, в лаборатории обучаются студенты, магистранты и аспиранты – они пишут сценарии, проектируют и разрабатывают 3D-модели различных объектов. В университете есть VR-тренажёр по переборке изолирующего стыка железнодорожного пути. В настоящее время студенты участвуют в разработке ещё одного тренажёра – «помощник электрика». Используя его, в дополненной реальности можно будет рассмотреть схемы электрощитового оборудования. В дальнейшем на базе лаборатории планируется развивать дополнительные компетенции студентов по изучению виртуальной реальности и применению навыков для разработки новых программных продуктов для тренажёров. 

В Дальневосточном государственном университете путей сообщения с 2019 года работает лаборатория беспилотных и цифровых технологий. Студенты, используя специальное оборудование (в частности, голографический стол, очки виртуальной и дополненной реальности), могут визуализировать будущие и действующие сооружения, чтобы анализировать проблемные места, проводить необходимые испытания. 

В Минтрансе планируют, что аналогичные лаборатории появятся во всех отраслевых вузах. 

Юлия Антич