Газета «Дальневосточная магистраль». №213 – 13 ноября 2020 года.
Работа региональной инновационной площадки Дальневосточной магистрали стартовала на краевом конкурсе.
В Хабаровске 6 ноября региональная инновационная площадка Дальневосточной железной дороги приняла финал конкурса «УМНИК-2020». Участники представили 27 проектов, часть из них по итогам защиты будет допущена к финансированию на сумму в 500 тыс. рублей. Имена победителей объявят в начале 2021 года.

Конкурс проходит при поддержке Фонда содействия инновациям совместно с АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края». Перед тем как стартовала защита проектов, участников поприветствовали эксперты и гости финального этапа конкурса, в числе которых были предприниматели, а также представители краевой администрации. 

Поддержал финалистов первый заместитель начальника службы технической политики Дальневосточной железной дороги Александр Симоненко. Он подчеркнул, что региональная инновационная площадка ОАО «РЖД», на базе которой проходит финал, – первый фронт-офис Центра инновационного развития компании на Дальнем Востоке. 

– Компания готова вовлекать всех участников инновационной среды региона в развитие этой сферы. Уже сегодня мы стараемся привлекать новаторов к решению проблем, которые есть в компании, к разработке проектов на площадках наших предприятий. И региональная инновационная площадка – отличный инструмент для этого, – подчеркнул он. – Надеюсь, что ваш энтузиазм не угаснет, а эксперты помогут вашим проектам стать ещё сильнее. 

Финалисты прошли несколько этапов – формальный и полуфинальный отборы, заочную обезличенную экспертизу, где рассматривался научно-технический уровень продукта, лежащего в основе проекта. В итоге защита работ проходила по четырём направлениям: «Новые приборы и интеллектуальные производственные технологии», «Новые материалы и химические технологии», «Софт и энерджи», а также «Медицина и всё, что с ней связано». 

В числе финалистов оказался магистрант Электроэнергетического института ДВГУПСа Максим Шрамко. Он предложил проект по разработке энергоэффективного мотор-вентилятора. 

– Во время учёбы я начал интересоваться миром двигателей, изучать его. Тогда и узнал о таком сегменте как бесщёточные двигатели постоянного тока, в которых коммутация фаз происходит за счёт транзисторов, – говорит автор проекта. – И задумался, почему в других странах эта технология уже применяется, а у нас до сих пор используют обычные асинхронные двигатели. 

Работая над проектом, Максим преследовал цели управления двигателем и взаимодействия двигателя с условиями внешней среды. Если говорить о железной дороге, то первыми, по его словам, пользу от применения такого решения должны заметить локомотивщики. Энергоэффективный мотор-вентилятор должен сократить количество поломок в электровозе, оборудование будет надёжнее, эффективнее и более прогнозируемым, а компания получит экономию.

– На рынке инноваций редко случается ситуация, когда проект полностью подходит для внедрения на конкретном предприятии. Поэтому часто проекты выступают на уровне идей, – отмечает заместитель начальника отдела перспективного развития и новой техники службы технической политики Дальневосточной железной дороги Денис Троцко, выступивший на финале конкурса в качестве эксперта. – Наша задача как инновационной площадки – транслировать запросы компании. Даже идея Максима, которая хороша сама по себе, для реализации в компании должна пройти длинную процедуру внесения конструкторских изменений в определённую серию локомотива. Но в любом случае первый шаг должен быть, и конкурс «УМНИК» отличный толчок для него. 

Татьяна Щербаченко