Газета «Гудок» (г. Москва,) №208 – 20 ноября 2018 года.
В лабораториях Дальневосточного государственного университета путей сообщения поселилось семейство роботов.
Первый модуль, изготовленный для изучения студентами-железнодорожниками робототехники, отправился на заслуженный отдых на стенд. Ему на смену каждый год приходят более совершенные роботы-«марсоходы».

– Этот модуль мы собрали со студентами из России и Японии в рамках Хабаровской международной летней школы, – вспоминает инженер кафедры «Вычислительная техника и компьютерная графика» ДВГУПСа Михаил Исаев. – На сборку у нас было 14 дней. Теперь мы используем его в качестве учебного модуля по робототехнике.

Первый робот-«марсоход» создавали с ребятами из технического колледжа Нагаока, у которых есть опыт таких проектов. Его условно назвали «марсоходом». В учебной программе российских студентов это задание растянулось на семестр. Имя его младших братьев решили не менять.

Задача этой работы – по максимуму использовать все возможные датчики, камеры, динамики. «Марсоход» управляется оператором со смартфона на расстоянии до 500 метров. Ему можно отдавать команды, но он и сам понимает, куда не стоит ехать. Благодаря датчикам, машина умеет обходить препятствия и не врезается в стены при движении.

В создании первого робота самым сложным оказалось наладить работу манипулятора. Тогда к презентации этот элемент доработать не успели. Так и остался он с безвольно висящей «кистью руки».

После презентации у первой модели началась активная светская жизнь. Робот-«марсоход» участвовал в открытии научно-исследовательской лаборатории «Современные транспортные технологии и системы имени профессора д. т. н. Виктора Григорьевича Григоренко», встречал первого президента ОАО «РЖД» Геннадия Фадеева. Сегодня он стоит на стенде в студенческом научно-конструкторском бюро вместе с другими образцовыми работами.

– Можно сказать, что теперь у него есть братья, – отмечает Михаил Исаев. – Некоторые части для «марсоходов» мы изготавливаем сами. Вот, например, защита для колёс разработана и напечатана здесь, на 3D-принтере.

Пусть функционал робота не поражает железнодорожников, но в этой работе важно иное. В Японии при подготовке инженеров таким работам уделяют особое внимание. Хороший инженер должен оттачивать мастерство.

Технологический колледж в городе Нагаока – один из партнёров Дальневосточного государ¬ственного университета путей сообщения. Главный принцип, на котором строят обучение в этом учебном заведении, – гениальные технические решения рождаются через овладение простыми технологиями.

В 2016 году в Хабаровск приезжал профессор факультета машиностроения, вице-президент (начальник учебного отдела) колледжа Нагаока Национального института технологий Наритоси Аояги.

– Одно из практических заданий для наших студентов – изготовление волчка. Это простая игрушка, но она требует от студента хороших знаний физики и материаловедения, – поделился он опытом с коллегами на совещании. – В этом задании проверяются навыки и машинной обработки. Учитывается дизайн волчков.

Создание волчка – часть задания. Лучшие работы отправляют на соревнования среди университетов. Волчок, который сделан максимально точно, должен прокрутиться дольше всех. Соревнования показывают умение работать в команде, проверяют знания и коммуникативные навыки.

В ДВГУПСе пока что нет своей битвы роботов. «Марсоходы» живут в семейной идиллии, но это лишь начало новых подходов к обучению.

Екатерина Крюкова