Газета «АиФ-Дальинформ», №3 – 17 января 2018 года.
Единая база данных пациентов упростит обмен информацией как внутри клиники, так и между разными медучерждениями.
Трудно найти сферу, в которой сейчас не используются информационные технологии. Они быстро превратились в жизненно важный стимул развития не только экономики, но и других сфер человеческой деятельности. Например, медицины.
Через Интернет стали возможны консультации в режиме реального времени: пациент отдалённого села может получить рекомендации врача любого медучреждения, а терапевт районной больницы - помощь узкого специалиста в постановке диагноза. К слову, в одном из предыдущих номеров «АиФ-Дальинформ» писал об услуге телемедицины, онлайн-записи, которыми с недавних пор пользуются жители посёлка Мухен.
О том, как внедряются высокие технологии в сфере медицины, рассказал IT-инженер одной из компаний на рынке Дальнего Востока Егор Абоймов.
Недалёкое будущее
Владимир Зенков, "АиФ-Хабаровск": -Егор, знаю, что сейчас ваша компания разрабатывает программное обеспечение для медицинских учреждений. Какое именно? И стоит ли ждать в будущем большего комфорта в медицинской сфере?
Егор Абоймов: -Сейчас мы работаем над большим проектом, с замахом на 15-20 лет - электронной картой пациента. Безусловно, в этом направлении работают разные компании, оно крайне актуально не только для Хабаровского края, но и для других регионов России. Те IT-компании, с которыми я взаимодействую, работают прежде всего для Дальнего Востока. Главное их преимущество перед компаниями из других субъектов в том, что мы лучше понимаем нужды местных потребителей.
Базовые технологии, на которых создаются карты, берутся удобные именно для медицины. Не внедряется какой-нибудь 1С, мол, пусть это будет медицинская система, а создаётся база, которая умеет обрабатывать специфические медицинские данные.
Самый простой пример - личные данные пациента. В поликлинике мы сталкиваемся с тем, что надо брать медкарту, и если эта карта отсутствует или утеряна, то у врача нет представления о пациенте: чем болел, какое лечение получал и т.д.
С электронной картой пациент не беспокоится ни о чём, как и врач: все сведения доступны, не потеряются, не исчезнут. Бумажный архив, безусловно, остаётся и никуда не девается, данные обновляются параллельно как в бумажном, так и в электронном виде. С внедрением системы электронных карт упростится обслуживание пациента в других поликлиниках его города, а в дальнейшем - и субъекта федерации, да и в принципе во всей стране.
Польза для всех
-Чем удобны электронные медкарты для врачей?
-Врачи разных медучреждений с лёгкостью смогут получать информацию о пациентах из сформированных баз данных, не нужно возиться с бумажками. Система оптимизирует работу, упрощает поиск любых данных. Печатный шрифт читается легче, чем рукописный.
Сейчас уже делаются проекты, к примеру, по сопровождению беременности. Система электронных карт даёт женским консультациям и перинатальным центрам возможность быстро обмениваться информацией, получать доступ к медицинским исследованиям и назначениям, которые делались ранее в других учреждениях. То есть пациентка получает консультацию в клиниках и диагностических центрах, но при этом есть единая история сопровождения беременности без бесчисленного количества бумаг и справок. Вся история сохраняется, и её легко можно будет найти в будущем.
Досье
Егор Абоймов, 1986 г.р., инженер ООО «Веста» Окончил в 2008 году естественно-научный институт Дальневосточного государственного университета путей сообщения по специальности «Системы автоматизированного проектирования». С 2008 года занимается технологиями автоматизации предприятий. Работал в крупных промышленных компаниях RFP Group и Heineken. Ведёт направление разработки инфраструктурных продуктов в компании ООО «Веста».
Также главный плюс для здравоохранения - это чёткий мониторинг и лёгкость сбора статистических данных. Не сходя с места, можно узнать, что происходит в той или иной клинике, быстро провести расследование, в случае если есть подозрение на врачебную ошибку. Вся информация сохраняется, переходит с бумажного носителя в цифру.
Если электронные системы полноценно войдут в сферу медобслуживания, то это будет феноменальный прорыв на уровне создания соцсетей.
Проблемы и решения
-Егор, вы говорили, что ваши системы разрабатываются не просто для обмена данными между медучреждения, а уровнем выше - вы хотите сформировать региональную и даже всероссийскую сеть. Не слишком мощный замах?
-Система, которая разрабатывается, в любом случае должна запускаться на уровне региона. В каждом крае, области, республике есть департамент или министерство здравоохранения, при них существуют медицинские информационно-аналитические центры. Это те подразделения, которые могут распространять информационные системы для всех медучреждений, базы данных, справочные системы. Они могли бы обслуживаться одним штатом IT-инженеров. То есть это дает возможность их использовать как площадку, для разработки медицинских систем. Но все очень просто на словах, на деле мы можем встретить целый ряд административных преград и препятствий.
Другая сложность в том, что государственные медицинские учреждения очень бедные, содержатся из бюджета, на информационную инфраструктуру тратятся по остаточному принципу. Поэтому если у них есть внутренние компьютерные сети, то, выражаясь на языке ITишников, они находятся на начальном уровне развития, а проще - зачастую морально и физически устаревшие. В таком случае объединить одну больницу с другой информационно практически невозможно, а про поликлиники я вообще молчу. Наш проект под названием «Ядро» - это единая система авторизации пользователей. То есть в перспективе она должна давать возможность врачу авторизоваться в единой информационной системе и получить нужную ему информацию.
Вообще на сегодняшний день многие компании на Дальнем Востоке и в России, в принципе, занимаются подобными разработками. Но рынок такой продукции в России и на Дальнем Востоке в частности не устоялся. Не надо думать, что все компании сосредоточены в Хабаровском или Приморском крае, на весь Дальний Восток только две большие компании, которые занимаются разработками ПО для медицины, остальные в Петербурге, в Москве или в других городах западней от нас. У каждой компании есть свой уникальный опыт и наработки. Что в свою очередь позволяет взаимодействовать, и очень неплохо, IT-инженерам внутри страны, ну и, конечно, есть и мощная конкуренция. Каждая компания хочет урвать свой лакомый кусок перспективного рынка IT-технологий.